РАЗБОР СКАЗКИ. МАРЬЯ МОРЕВНА.Л.В. Ефимцева, Т.Ф. Ошуркова Великий космический ритуал жизни,смерти и возрождения вРусской народной сказке «Марья Моревна» (пособие для родителей) МАРЬЯ МОРЕВНА (Из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки») В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна. Отец и мать у них померли; умирая, они сыну наказывали: - Кто первый за твоих сестер станет свататься, за того и отдавай - при себе не держи долго! Царевич похоронил родителей и с горя пошел с сестрами во зеленый сад погулять. Вдруг находит на небо туча черная, встает гроза страшная. - Пойдемте, сестрицы, домой! - говорит Иван-царевич. Только пришли во дворец - как грянул гром, раздвоился потолок, и влетел к ним в горницу Ясен Сокол. Ударился Сокол об пол, сделался добрым молодцем и говорит: - Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришел сватом; хочу у тебя сестрицу Марью-царевну посватать. - Коли люб ты сестрице, я ее не держу - пусть с идет! Марья-царевна согласилась. Сокол женился и унес ее в свое царство. Дни идут за днями, часы бегут за часами - целого года как не бывало. Пошел Иван-царевич с двумя сестрами во зеленый сад погулять. Опять встает туча с вихрем, с молнией. - Пойдемте, сестрицы, домой! - говорит царевич. Только пришли во дворец - как ударил гром, распалася крыша, раздвоился потолок, и влетел Орел. Ударился Орел об пол и сделался добрым молодцем. - Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом. И посватал Ольгу-царевну. Отвечает Иван-царевич: - Если ты люб Ольге-царевне, то пусть за тебя идет; я с нее воли не снимаю. Ольга-царевна согласилась и вышла за Орла замуж. Орел подхватил ее и унес в свое царство. Прошел еще один год. Говорит Иван-царевич своей младшей сестрице: - Пойдем, во зеленом саду погуляем! Погуляли немножко; опять встает туча с вихрем, с молнией. - Вернемся, сестрица, домой! Вернулись домой, не успели сесть - как ударил гром, раздвоился потолок, и влетел Ворон. Ударился Ворон об пол и сделался добрым молодцем. Прежние были хороши собой, а этот еще лучше. - Ну, Иван-царевич, прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом; отдай за меня Анну-царевну. - Я с сестрицы воли не снимаю; коли ты полюбился ей, пусть идет за тебя. Вышла за Ворона Анна-царевна, и унес он ее в свое государство. Остался Иван-царевич один. Целый год жил без сестёр и сделалось ему скучно. - Пойду, - говорит, - искать сестриц. Собрался в дорогу, шел, шел и видит - лежит в поле рать-сила побитая Спрашивает Иван-царевич: - Коли есть тут жив человек - отзовись! Кто побил это войско великое? Отозвался ему жив человек: - Все это войско великое побила Марья Моревна прекрасная королевна. Пустился Иван-царевич дальше, наезжал на шатры белые, выходила к нему навстречу Марья Моревна, прекрасная королевна. - Здравствуй, царевич, куда тебя Бог несет - по воле аль по неволе? Отвечал ей Иван-царевич: - Добрые молодцы по неволе не ездят! - Ну, коли дело не к Спеху, погости у меня в шатрах. Иван-царевич тому и рад, две ночи в шатрах ночевал, полюбился Марье Моревне и женился на ней. Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство: пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться. Покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает: - Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не заглядывай! Он не вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тот час бросился в чулан, отворил дверь, глянул - а там висит Кащей Безсмертный, на двенадцати цепях прикован. Просит Кащей у Ивана-царевича: - Сжалься надо мною, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил - совсем в горле пересохло! Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и еще запросил: - Мне одним ведром не залить жажды; дай еще! Царевич подал другое ведро; Кащей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро - взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал. - Спасибо, Иван-царевич! - сказал Кащей Бессмертный. - Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих! И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну. прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе. А Иван-царевич горько-горько заплакал, снарядился и пошел в путь-дорогу: „Что ни будет, а разыщу Марью Моревну!" Идет день, идет другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец. У дворца дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал: - Ах, шурин мой любезный! Выбежала Марья-царевна, встретила Ивана-царевича радостно, стала про его здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье рассказывать. Погостил у них царевич три дня и говорит: - Не могу у вас гостить долго; я иду искать жену мою, Марью Моревну, прекрасную королевну. - Трудно тебе сыскать её,- отвечает сокол. - Оставь здесь на всякий случай свою серебряную ложку: будем на неё смотреть, про тебя вспоминать. Иван-царевич оставил у сокола свою серебряную ложку и пошел в дорогу. Шел он день, шел другой, на рассвете третьего видит дворец еще лучше первого, возле дворца дуб стоит, на дубу орел сидит. Слетел орел с дерева, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал: - Вставай, Ольга-царевна! Милый наш братец идет. Ольга-царевна тотчас прибежала навстречу, стала целовать-обнимать, про здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье рассказывать. Иван-царевич погостил у них три денька и говорит: - Дольше гостить мне некогда; я иду искать жену мою, Марью Моревну, прекрасную королевну. Отвечает орел: - Трудно тебе сыскать ее; оставь у нас серебряную вилку: будем на нее смотреть, тебя вспоминать. Он оставил серебряную вилку и пошел в дорогу. День шел, другой шел, на рассвете третьего видит дворец лучше первых двух, возле дворца дуб стоит, на дубу ворон сидит. Слетел ворон с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал: - Анна-царевна! Поскорей выходи, наш братец идет. Выбежала Анна-царевна, встретила его радостно, стала его целовать-обнимать, про здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье рассказывать. Иван-царевич погостил у них три денька и говорит: - Прощайте! Пойду жену искать - Марью Моревну, прекрасную королевну. Отвечает ворон: - Трудно тебе сыскать ее; оставь-ка у нас серебряную табакерку: будем на нее смотреть, тебя вспоминать. Царевич отдал ему серебряную табакерку, попрощался и пошел в дорогу. День шел, другой шел, а на третий добрался до Марьи Моревны. Увидала она своего милого, бросилась к нему на шею, залилась слезами и промолвила: - Ах, Иван-царевич! Зачем ты меня не послушался - посмотрел в чулан и выпустил Кащея Бессмертного? - Прости, Марья Моревна! Не поминай старого, лучше поедем со мной, пока не видать Кащея Бессмертного; авось не догонит! Собрались и уехали. А Кащей на охоте был; к вечеру он домой ворочается, под ним добрый конь спотыкается. - Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду? Отвечает конь: - Иван-царевич приходил, Марью Моревну увез. - А можно ли их догнать? - Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда вдогонь ехать - и то поспеем! Кащей поскакал, догнал Ивана-царевича. - Ну, - говорит, - первый раз тебя прощаю за твою доброту, что водой меня напоил; и в другой раз прощу, а в третий берегись - на куски изрублю! Отнял у него Марью Моревну и увез; а Иван-царевич сел на камень и заплакал. Поплакал-поплакал и опять воротился назад за Марьей Моревною; Кащея Бессмертного дома не случилося. - Поедем, Марья Моревна! - Ах, Иван-царевич! Он нас догонит. - Пускай догонит; мы хоть часок-другой проведем вместе. Собрались и уехали. Кащей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается. - Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду? - Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял. - А можно ли догнать их? - Можно ячменю насеять, подождать, пока он вырастет, сжать-смолотить, пива наварить, допьяна напиться, до отвала выспаться да тогда вдогонь ехать - и то поспеем! Кащей поскакал, догнал Ивана-царевича. - Ведь я ж говорил, что тебе не видать Марьи Моревны, как ушей своих! Отнял ее и увез к себе. - Остался Иван-царевич один, поплакал-поплакал и опять воротился за Марьей Моревною; на ту пору Кащея дома не случилося. - Поедем. Марья Моревна! - Ах, Иван-царевич! Ведь он догонит, тебя в куски изрубит. - Пускай изрубит! Я без тебя жить не могу. Собрались и поехали. Кащей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается. - Что ты спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду? - Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял. Солнцепутие Сказы, легенды, волшебные сказки и мифы были очень популярны у наших Предков, так как их мышление было образным и образ являлся средством выражения их мировосприятия. Для них сказка была воплощением земной мудрости, сконцентрированной в слове». СКАЗКА: С - буквица «Слово», образ: «Слове» К - буквица «Како», образ: «сконцентрированных в » АЗ – имя буквицы « А », образ: «земных основ,» КА - корневая форма; образ: «Одна из форм» «Одна из форм Земных Основ, сконцентрированных в Слове». или СК/КС - звук буквицы «Кси», образ: «Духовных» АЗ- имя буквицы «А», образ: «начал» КА - корневая форма; образ: «Одна из форм» «Одна из форм Духовных начал». А миф служил нашим Предкам высшей формой выражения их мыслей. МИIЪ: М – буквица «Мыслете», образ: «мысли» И – буквица «Иже», образ: «энергии» I - буквица «Фита», образ: «вызревшее семя» Ъ – буквица «Еръ», образ: «под Покровом Высших Сил» «Семя энергии мысли, вызревшее под Покровом Высших Сил» Поэтому и сказка, и миф – это принципы и архетипы, которые проявляются в каких-то исторических событиях, но не есть сами исторические события. Другими словами, сюжеты сказок, легенд и мифов не следует воспринимать буквально, а видеть в них нужно отражение восприятия мира нашими Предками. В русских волшебных сказках самый распространённый сюжет, заимствованный из мифологии восточных славян - поиски Иваном- царевичем своей супруги, похищенной Кащеем. В мифах противостояние Кащея Даждьбогу, и Его Образу, отраженному в нашей триединой реальности в лице Дажьбога – покровителя Ярилы Трисветлого, а в Мире Яви - в лице Ивана-Царевича, свидетельствует о том, что они являются неотъемлемыми составляющими нашего двойственного полярного мира. Лад Всемирья для наших Предков заключался в том, что: - нет деяний Белобога без деяний Чернобога; - чтобы возродиться в уделе Белобога, всё Сущее проходит удел Чернобога; - нет рождения Нового без смерти Старого; - нет смерти Старого без рождения Нового. И есть Та, благодаря Которой и ради Которой, Кащей и Даждьбог неразлучно связаны. Это – Мара, Марёна, Марья Моревна. МАРЁНА МА – корневая форма, образ: «Великая Мать»; Р - буквица «Рецы», образ: «рекущая о»; ЁН – звук буквицы «I», образ: «Всевышнем»; А – буквица «Азъ», образ: «Асу Земли» «Великая Мать рекущая о Всевышнем Асу Земли». МАРА МА – корневая форма, образ: «Великая Мать»; РА – корневая форма, образ: «Света» «Великая Мать Света». МАРА – МАРЁНА – МАРЬЯ-МОРЕВНА – Великая Богиня, Мать Света, Зимы и Ночи, Вечного Сна и Вечной Жизни, ведающая перемены в жизнях человеческих. Кроме наблюдения за отдыхом ПриРоды на Земле, когда Мать ПриРода набирает живительные силы для весеннего пробуждения и жизни растительного мира и животных, Богиня Мара наблюдает за жизнью людей. Каждому умершему человеку в соответствии с полученным им созидательным опытом, Богиня Мара даёт наставления – в каком направлении ему продолжить свой посмертный Путь. Мара Свароговна – супруга Даждьбога и, одновременно, супруга Кащея. Днём она живёт в Светлом Ирие, ночью – в царстве Кащея. Марёнушка «разрывается» между обоими своими супругами, по очереди переходя на сторону одного из них. Чтобы держать обоих в состоянии равновесия по отношению друг к другу, Кащея – Тьму и Даждьбога – Свет, Мара преподносит одному из них по очереди хмельную чарочку. Благодаря этому всё Сущее в Природе подчиняется ритмам смены: дня и ночи; лета и зимы; созидания и разрушения; рождения и смерти. Причём, смерть является не неотвратимой погибелью, а переходом в жизнь Иную. СМЕРТЬ С – буквица «Слово», образ: «материализации»; МЕР – корневая форма, образ « меру»; ТЬ – корневая форма, образ: «творящая» «Творящая меру материализации». Этот Великий Космический Ритуал Жизни, Смерти и возрождения проявляется в Природе особенно наглядно в периоды летнего и зимнего солнцеворотов, весеннего и осеннего равноденствий. Эти четыре наиважнейших Солнечных Праздника составляют один из скрытых смыслов русской волшебной сказки «Марья – Моревна» в обработке А.Н. Афанасьева. Годовой путь Солнца (Солнцепутие), представлен в этой сказке вехами пути Ивана-Царевича, ведущими его от смерти к возрождению. В самом начале сказки, первые три месяца Солнцепутия от зимнего солнцеворота к весеннему равноденствию отражены следующим эпизодом: похоронив родителей, Иван–царевич отдает замуж троих своих сестер и остается в одиночестве. «И сделалось ему скучно». Ивану-царевичу, как олицетворению Даждьбога (подателя всех благ) не о ком больше заботиться, отдавать себя. Как свидетельствует подтекст сказки, Кащей в это время висит скованный на двенадцати цепях в плену у Марьи Моревны и тоже, как видимо, по-своему скучает. Именно скука побуждает Ивана-царевича «искать сестриц». СКУКА АК/КА – корневая форма, образ: «одна из форм»; УК – имя буквицы «e», образ: «жизненной необходимости обретения»; КС – звук буквицы «K», образ: «Силы Духа»; «Одна из форм жизненной необходимости обретения Силы Духа». Оба они находятся в положении бездействия. Так в сказке обозначен период весеннего равноденствия. Природа. Весной, 20-21 марта солнце проходит небесный экватор. В эти дни плоскость горизонта делит небесный экватор пополам, поэтому в северном полушарии день и ночь равны по своей продолжительности. Затем день становится дольше ночи. Энергия солнца в северном полушарии возрастает. Древняя славянская традиция. С приходом весеннего равноденствия, когда Ярила – Бог весенний приезжает к людям на золотом коне, в природе разгорается любовный пыл. К весеннему равноденствию приурочен один из четырёх важнейших праздников Солнцепутия – Масленица, который празднуется девять дней (славянскую неделю), начиная от первого дня равноденствия. Обряд Масленицы сопровождается сожжением Покрова Марены в виде белоснежной рубахи, символизирующей снежный покров земли и закликанием Весны-Весты. Сожжение чучела, как символа Богини Марены – это позднее языческое наложение, исказившее обряд, и святотатство по отношению к Великой Богине. Проводится ритуал с зажиганием огненного колеса Марёны, символизирующего завершение периода её правления. Потом совершается приношение Требы Матери Сырой Земле, чтобы год был урожайным. Для этого в землю закапывают горшочек с кашей. Пик праздника приходится на Красногор, когда день начинает обгонять ночь. В этот день устраивают широкие народные гулянья: качаются на качелях, прыгают через костёр, играют в игры, водят хороводы, устраивают ристалища. Пекут блины, «жаворонков», красят яйца; запускают в небо искусственных и живых птиц, чтобы Лада-Матушка обратила на девушек внимание. В последний день масленицы проводится закликание Весны-Весты. Во время масленицы также празднуют Комоедицу – Медвежий (Велесов) праздник. По поверьям, в сию пору Медведь (лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки. На Комоедицу пекут « комы» - обрядовые хлебцы, сделанные из смеси муки овса, гороха и ячменя. Часть «комов» выносят в лес на пень – колоду, призывая на трапезу Хозяина Леса, которого просят не драть скотину и не озорничать на пасеках. Варианты происхождения слова «Комы»: - первый блин посвящается умершим родственникам (к Омам, то есть к тем, кто стал творцами-созидателями Бытия); h – буквица «Омъ», образ «созидание»; Поэтому «Первый блин к-омам»; - так называют просыпающихся медведей. - другая версия значения слова от древне русского «Комонь» - конь. Согласно народным довериям, в сию пору Даждьбог садится на своего Златогривого коня, стук копыт которого по небесной тверди пробуждает Лесного Хозяина от зимнего сна на Земле. Последующие вехи пути, вторые три месяца Солнцепутия, Ивана-царевича обозначены словами «шел, шел и видит – лежит в поле рать-сила побитая …. пустился Иван-царевич дальше». Кульминацией его пути, летний солнцеворот, является встреча с Марьей Моревной, прекрасной королевной, побившей рать-силу великую; две ночи в её шатрах ночует, т.к. полюбился ей и женится на ней. Та же любовная завязка и в мифах восточных славян. Мара Свароговна узнаёт тайну силы Кащея – о Яйце, в котором его смерть. В обмен на своё молчание об этой тайне, Мара предлагает Кащею отдать ей власть над миром Нави. Кащей соглашается на такое предложение при условии, что Мара станет его послушной женой. Мара велит Кащею готовиться к свадьбе и, опоив его, сковывает цепями. Мара уходит из Нави в Ирий Небесный и принимается чародействовать, чтобы женить на себе Даждьбога. В летний солнцеворот происходит поворот в судьбах как Ивана-царевича, так и Кащея.

Написать историю или сказку о милосердии и состродании

Ответы:

Давным давно на востоке жил был один бедняк. Этого бедняка не кто не любил и не уважал,все его дразнили и унижали. Каждый раз когда он выходил из своего маленького домика,то его сразу же дразнили трое детей подростков. Бедняк жил на столько плохо,что ему как то раз пришлось пойти на крупное воровство. Наступила ночь. Бедняк взяв верёвку и мешок вышел из дома. Все спали. Только фонари работали на улицах города. Бедняк шёл,шёл и вдруг заметил очень красивый дом. -Этот дом я и ограблю. Сказал бедняк доставая верёвку из мешка. Он залез в дом и сразу же пошёл на кухню,что бы украсть еды,а потом хотел приняться и за деньги. И вдруг не откуда появился человек с ружьём. Он включил свет,прицелился в бедняка и спросил -Что ты тут делаешь?-Спросил человек с ружьём Бедняк тут же поднял руки в верх и начал умолять не убивать его. -Я просто очень голодный и хочу пить. Рассказав свою историю про его бедность и горе,бедняк собрался уходить,но крик владельца дома остановил его. -Я тут подумал и решил. Оставайся у меня. Будем жить вместе,а то так долго ты точно не выживешь. Бедняк от радости даже заплакал. С тех пор бедняк жил хорошо благодаря милосердию одного богатого мужчины. Конец.

Анализ с вяточного рассказа

«Девочка со спичками»

«Девочка со спичками» - короткий святочный

рассказ Ганса Христиана Андерсена,

написанный как текстовое сопровождение к

гравюре Иоганна Лундбю (датск.) русск. с

изображением юной продавщицы спичек.

«Девочка со спичками» - настоящая классика святочного рассказа. Это произведение не только читают - по нему снимают фильмы и мультфильмы и даже пишут оперы.

Рассказ повествует о маленькой продавщице спичек, которая замерзает в канун Нового года, предпочитая не возвращаться, домой из страха перед жестоким отцом. Каждый раз, когда она зажигает спичку, чтобы согреться, перед её глазами встают светлые видения - жирный новогодний гусь, который поднимается с тарелки и идёт к ней навстречу, новогодняя ёлка с игрушками, покойная бабушка…Поутру девочку находят замёрзшей с коробком сожжённых спичек.

Образ Ребенка родился в древних культурах наряду с мифами о Матери, об Отце, о Мировом Древе, о сотворении мира. Дитя, добрый ребенок встречается в фольклоре и в литературе. Такого ребенка мы видим и у великого сказочника Х. К. Андерсена. Центральным героем является ребенок, страдающий без вины, наказанный без преступления. Именно эта тема детского страдания звучит в святочной сказке «Девочка со спичками» . В произведении образ детства скорбный - "дите плачет". Детские слезы здесь воспринимаются как результат неправедной, злой жизни взрослых.

И только жанр святочного рассказа позволяет вырваться из будничной суеты, людского равнодушия, заглянуть в мир чудесного, напомнить о добре и милосердии.

В святочной сказке «Девочка со спичками», например, Андерсен преклоняет голову перед малышкой, которая пытается спасти родных, продавая спички. Она трагически умирает, замерзая у стены какого-то дома. Окружающие сочувствуют, но никто не знает, что перед девочкой открылся чудесный небесный мир – мир ангелов, которые забирают малышку с собой. Этому сказочному миру противопоставлена жизнь сытых и самодовольных жителей города.

Бедная девочка не похожа на окружающих, потому что ее душа чиста и непорочна, как у ангела. Судьба малышки заставляет меня, как и любого читателя, задуматься над тем, почему есть бедные и богатые, а дети, считающиеся ангелами, проходят такие испытания, которые под силу только взрослым. Все любимые герои – дети сильны духом, потому что им в трудную минуту помогает Бог.

Какой эпизод является самым ярким в сказке?

Рождество считается самым светлым и добрым праздником, но этот праздник не приносит радости ребёнку. Здесь праздничное радушие и гостеприимство соседствуют с жестокостью и бездушием.

К сожалению, в реальной жизни чуда не произошло -девочка замерзает в студеную зимнюю пору, но никто не знал, какую красоту она видела, в каком блеске вознеслась вместе с бабушкой к новогодним радостям в небо, где обретает всё, чего ей так не хватало в действительности - Она оказалась рядом с тем, кто любил её, заботился о ней. Девочка перестала мучиться. Очень жаль, что своё Счастье героиня нашла не в реальной жизни.

Как вы думаете, для чего Андерсен написал такую сказку?

Героиня призвана смягчить души черствые, возродить святые и спасительные чувства, скрытые в глубине души каждого человека. Писатель взывает к милосердию людей.

Как вы понимаете значение слова милосердие?

Способность сделать что-то хорошее для других, помочь человеку из сострадания, сочувствия.

Можно ли финал сказки назвать счастливым?

Всё зависит от веры человека: если веришь в Христа - счастливый, а если нет - другое дело.

Сказки Андерсена глубоки,философичны и неиссякаемы в своей мудрости, красоте,фантазийности и в то же время правдивости -ведь говорят они о нашей жизни,которая мало изменилась с времен,когда жил великий волшебник на нашей земли,ведь и по сей день в героях сказок-былей каждый найдет себя. Ведь только печальное делает черствых людей добрее.

Это произведение очень современное, вполне допускаю, что подобная история запросто может произойти зимой в большом городе. Ребенок может потеряться, остаться на улице один, замерзнуть, и никто на него не обратит никакого внимания. Ведь эта девочка умерла от людского равнодушия и жестокости, которая сейчас царит в мире. Такие сказки должны быть, чтобы и нам не зачерстветь и детям своим не дать стать немилосердными и не сострадательными. И помнить, что рядом с нами всегда есть люди, которым нужна помощь,мы эту помощь можем оказать и тем самым спасти человека, возможно даже от смерти. По- моему, сказка "Девочка со спичками" актуальна до сих пор.Она учит не быть жестокими не только к близким, а ко всем. Быть милосердными, не забывать, что мы люди.

В заключение необходимо выделить идею сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками», написанную в XIX веке. Идея - “Будьте милосердны!”

В XXI веке она звучит особенно актуально, ведь ещё очень много детей нуждаются в сострадании и помощи.

В этом и есть главная ценность произведения - оно учит сочувствию, состраданию и добру.

ЧУДО «ЦЕНТР «ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ»

ПЛАН-КОСПЕКТ

урока по духовно-нравственному воспитанию

для учащихся 2-3 классов

по теме

«ДОБРОДЕТЕЛИ В СКАЗКАХ»

Разработала: педагог

дополнительного образования

Шмакова Я.В.

Урай, 2016г.

План урока

Тема урока: Добродетели в сказках

Тип урока: комбинированный урок с элементами игры и беседы

Цель урока: создать условия для понимания термина «добродетель», формировать умение собирать, обрабатывать информацию по указанной теме.

Задачи урока:

Обучающая :

    обобщить и закрепить знания о христианских добродетелях, их проявлениях в жизни;

    раскрыть значение понятий «смирение», «честность», «послушание», «милосердие», «забота», «любовь», «трудолюбие»;

Развивающая :

    развивать читательский интерес;

    развивать мышление, воображение, речь, память, умение анализировать, сопоставлять;

    развивать умение выслушивать мнение других и работать в группе.

Воспитательные :

    воспитывать нравственное сознание школьников, милосердие, человеколюбие, уважение к старшим, послушание.

Методы:

Репродуктивно-словесный;

Диалогический;

Проблемный

Оборудование: компьютер, презентация, проектор, экран.

Ход урока

    Организационный момент

Здравствуйте дети!

Вы любите сказки? (да)

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране сказок.

Как сказал А.Н. Толстой: «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».

    Актуализация знаний

Абсолютно каждый из нас с вами слушал сказки. Почти все сказки возникли очень давно (более тысячи лет назад) - это настолько давно, что теперь никто даже не может узнать, когда именно. В последние 100 лет сказки чаще стали рассказывать детям. А раньше народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, Интернет. Сказки - это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего и даже, возможно, будущего.

А что же такое сказка и когда появилось само слово «сказка»?

    Сообщение темы урока.

Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные события, а действие имеет приключенческий характер.

Слово "сказка" в его современном смысле появилось только в 17 веке. До этого говорили "байка" или "басень" (от слова "баять" - рассказывать).

Итак, отправляемся в путешествие. И для начала давайте вспомним, какие сказки вы знаете. А для этого предлагаю вам отгадать загадки.

Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает,
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный Крот.
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка?
(«Дюймовочка» Г-X. Андерсен)

Охраняют град не зря

Тридцать три богатыря.

В граде том богатства есть,

Злата, серебра не счесть.

(Сказка о царе Салтане, А.С.Пушкин)

Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?
(Три медведя, русская народная)

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поднял её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?
(Царевна-лягушка, русская народная)

А теперь про чей-то дом

Разговор мы заведём.

В нем богатая хозяйка

Припеваючи жила,

Но пришла беда нежданно

Этот дом сгорел дотла!
(Кошкин дом, Самуил Маршак)

Конь ретивый, Долгогривый.

Скачет полем, Скачет нивой.

Конь росточком малый,

Но зато удалый.
(Конёк-горбунок, Петр Ершов)

С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Кто герой её - мальчишка?
(Буратино, Алексей Толстой)

А вы знаете, какие бывают сказки в зависимости от того, кто их написал? Русские народные и авторские.

Русские народные сказки - это одно из самых прекрасных творений русского народа. С одной стороны сказка - это выдуманный сюжет, вымысел. А с другой она показывает реальную жизнь народа, а именно: знакомит с языком, показывает отношение людей друг к другу, что они ценят, отражает мечты народа, передает его мысли. Живя в нужде, простые люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Русские народные сказки всегда со счастливым концом. и они учат нас добродетелям, без которых человек не может быть счастливым.

Ребята, а что такое добродетели? Каких добродетелей вы знаете?

(ответы детей: терпение; смирение; кротость; целомудрие; усердие; умеренность; любовь).

Конечно, каждый из вас знает, что такое хорошо и что такое плохо. Как говорил герой известного мультфильма: «Если добрый ты - это хорошо, а когда наоборот - плохо!» Однако, в отличие от норм морали и этикета, добродетель - это внутренняя потребность творить добро не потому, что «так надо», а просто потому, что иначе человек не может. Ведь бывает так, что не всякое, на первый взгляд, доброе дело является добрым. Так как мотивом для его совершения может быть не любовь к людям и Богу, а тщеславие и желание получить что-то взамен. Например, дети пришли домой, вымыли посуду. Если они сделали это для того, чтобы помочь маме – это доброе дело. Но если для того, чтобы мама похвалила или купила мороженого, или пустила погулять, то это дело с корыстными мотивами вряд ли можно назвать добрым.

Так вот сказка учит нас добру и тому, что без добродетелей, которые мы назвали невозможно счастье.

А теперь попробуем отыскать в сказках добродетелей.

Итак, первую сказку, в которой мы найдем добродетелей, угадайте по картинке.

Это сказка «Морозко».

Давайте вспомним, о чем эта сказка. (могут кратко пересказать дети).

В сказке говорится о девочке-сиротке, которую невзлюбила злая мачеха. Свою родную дочку баловала и лелеяла, а старикову дочку работой тяжёлой изводила и при этом сильно обижала. И вот по настоянию мачехи младшую дочь отвезли в лес, чтобы она там замерзла в сильный мороз. Обратимся к тексту сказки. «Осталась, бедненькая, трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:

– Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

– Добро пожаловать, Мороз, знать Бог тебя принес, по мою душу грешную.

Мороз хотел её тукнуть и заморозить, но полюбились ему её умные речи, жаль стало!»

Чем же тронула Мороза добрая девочка?

СМИРЕНИЕМ. Она смирилась с тем, что ей приготовила судьба, не грубила и не злилась, хотя и замерзла. Смирение – это отсутствие гнева, человек видит свои недостатки, а не других людей.

Ребята, как смирение помогает нам в нашей реальной жизни? Приведите примеры (ответы детей).

Приведу вам такой пример: вы идете по улице, вбросили фантик мимо урны, может случайно. К вам подходит бабушка и говорит, что так нельзя поступать.

Как вы поступите? Поднимите руку, кто скажет, что и так все знает и пойдет дальше? А теперь те, кто выслушает бабушку, извиниться и скажет, что так больше не поступит?

Во втором случае – это проявление СМИРЕНИЯ. Достичь этой добродетели нелегко, но нужно очень стараться.

Итак, первую добродетель мы нашли – это СМИРЕНИЕ (одному из учащихся выдается листок, на котором написано «смирение»).

Каша из топора

Сказка «Каша из топора» учит своих читателей тому, что пытаясь обмануть других, можно обмануть самого себя. Главный герой сказки- солдат, который пришел из похода на постой к хозяйке. Солдат попросил у хозяйки еду, а та стала притворяться, что в доме нечего есть. Солдат сказал, что тогда он сварит кашу из топора. Варил топор, варил в пустой воде, потом попробовал и говорит, мол, очень вкусно, но крупы не хватает. Хозяйке стало любопытно, и она принесла крупы. Потом принесла еще масла и соли. В результате получилась очень вкусная каша, которую солдат с хозяйкой вместе съели. «А топор не доварился»,- сказал солдат и унес топор с собой. Если бы хозяйка угостила солдата кашей добровольно, не обманывала его, то он бы ей помог по хозяйству- дров бы наколол или починил что-нибудь. Сказка «Каша из топора» учит быть честным, учит, что обман ведет к обратному результату- к потерям.

Итак, еще одну добродетель мы нашли. ЧЕСТНОСТЬ.

Что это такое? (ответы детей)

Честность – это избегание обмана лжи, недаром сложена в народе поговорка «Не в силе Бог, а в правде». Например, вы идете по улице, видите, что человек потерял 1000 рублей. Как вы поступите? (ответы детей)

Ребята, можете ли вы привести пример, когда вы проявили честность по отношению к другому человеку, сказали правду, хотя могли и не делать этого?

Итак, еще одна добродетель – это ЧЕСТНОСТЬ (одному из учащихся выдается листок, на котором написано «честность»).

А теперь отгадайте загадку.

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.
(Гуси-лебеди, русская народная)

Гуси – лебеди

Давайте вспомним ее. О чем сказка?

В сказе «Гуси-лебеди» мы видим, что девочка не послушалась отца с матерью, бросила братца одного. Господь наказал ее: «Налетели гуси – лебеди, подхватили братца, унесли на крыльях». Когда же она отправилась на поиски братика, то в ней еще была гордыня. Помните, девочка отказывалась скушать лесное яблоко, ржаной пирожок. И кисельку выпить.

Страдания и лишения, желание искупить грехи, любовь к братцу помогли девочке смирить свою гордыню. И дал Господь надежду на спасение. Протянула девочка руку помощи яблоньке - съела лесное яблочко – заслонила яблоня ее ветвями. Помогла девочка печке, съела ржаного пирожка – спрятала ее печь в самом устьице. Послушала девочка речку, поела ее простого киселька – речка укрыла ее под кисельным бережком. Гуси – лебеди не увидали, пролетели мимо. Так и спаслась девочка от злой Бабы – Яги и братца спасла.

Ответственность, послушание, трудолюбие, сострадание помогли девочке в трудную минуту. А за терпение и учтивость наградил ее Господь спасением: «Гуси – лебеди полетали – полетали, покричали – покричали и ни с чем улетели к Бабе – Яге. Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем побежала домой.

Какие же добродетелей мы здесь встречаем, ребята?

Любовь, терпение, смирение, ответственность. А какая добродетель отсутствовала у девочки в начале сказки, но потом она ее приобрела?

ПОСЛУШАНИЕ – это основа крепких семейных отношений.

Кого вы должны слушаться? (ответы детей). Родителей.

Родителей надо слушаться, так как они вас любят и хотят вам только добра. Родители больше знают, у них есть опыт, поэтому они умнее вас. Вспомним 5 заповедь: «Чти отца и мать твою».

Я думаю, у каждого из вас был случай, когда вы не послушались в чем-то родителей, а потом пожалели об этом, да?

Итак, еще одна добродетель – это ПОСЛУШАНИЕ (одному из учащихся выдается листок, на котором написано «послушание»).

Мы с вами путешествовали по русским народным сказкам, а теперь отправимся в гости к авторским сказкам. Авторская сказка - это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным, трудолюбивым и послушным.

Есть сказки бытовые, в которых описывается жизнь простых людей. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе. А есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.

На слайде волшебный предмет. Из какой он сказки и кто ее написал?

Такую замечательную сказку создал русский писатель Валентин Катаев «Цветик - семицветик».

Давайте вспомним, о чем эта сказка. Кто главный герой этой сказки?

Сказка о девочке Жене, которая шла из магазина с баранками и, замечтавшись, оказалась в дивном саду. Старушка – хозяйка этого сада подарила Жене сказочный цветок, который исполнял желания. Какие свои желания исполнила Женя? (беседа по содержанию сказки)

Желтый лепесток Женя потратила на то, чтобы оказаться дома с баранками, красный - чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая, синий лепесток, чтобы сейчас же оказаться на Северном полюсе, зеленый чтобы вернуться обратно. В пятый раз оранжевый лепесток исполнил ее желание и все игрушки, какие есть на свете, стали Женины, а фиолетовый лепесток потратила на то, чтобы игрушки вернулись в магазин.

Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток. «Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила, и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее», – сказала девочка.

Как вы думаете, почему девочка, потратив шесть лепестков, не была счастлива? (Раньше Женя не встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им необходима чья-то помощь.)

Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. Она хотела с ним поиграть в салки, но оказалось, что мальчик хромой.

А понравился ей мальчик? Ей жалко стало мальчика? Почему?

И тогда девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли-

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

-Почему она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити?( желание не для себя, а для Вити)

-Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?( нет)

Какую добродетель показала нам девочка Женя? МИЛОСЕРДИЕ (одному из учащихся выдается листок, на котором написано «милосердие»).

Милосердие – это сострадание, проявление добра, готовность оказать помощь людям безвозмездно: бедным, больным, всем, кто в этом нуждается. Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и милосердия, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя

Пока вы можете учиться проявлять милосердие по отношению к животным, ухаживать за ними.

Некоторые авторы сказок слышали их в детстве, а потом написали по-своему, но смысл и сюжет остался. Так, например, Сергей Тимофеевич Аксаков в детстве слушал сказки ключницы Пелагеи. Одна из них «Аленький цветочек». В последние годы жизни писатель вспомнил про Пелагею и написал сказку «Аленький цветочек» по памяти.

Эта сказка учит, в первую очередь, быть чутким, внимательным, заботливым. Главная героиня Настенька очень добрая и заботливая. О ком она заботится? Об отце, когда отправляется вместо него к чудищу, ведь это из-за ее желания достать аленький цветочек, отец оказался в такой ситуации. Когда чудище отпустило Настеньку повидаться с отцом и сестрами, она могла остаться дома. Но ей было жаль чудище, она проявила сострадание и вернулась. Героиня сказки заботилась о чудище и полюбила его. Если бы младшая дочь купца Настенька не была такой заботливой и сердечной, то человек в обличье страшного чудовища, заколдованный злыми силами, так бы и остался тем, кем был. Сказка учит добру, душевности и заботе. Очень волнующая и трепетная детская сказка! В этой сказке мы нашли – добродетель – ЗАБОТУ (листок учащемуся с этим словом). Заботу о родителе, близких и любимых людях.

Но не только Аксакову случилось слышать в детстве народные сказки. Так, например, Александру Сергеевичу Пушкину много сказок рассказывала его няня Арина Родионовна. Какие сказки Пушкина Вы знаете?

Как называл страну сказок А.С. Пушкин? (Лукоморье)

В одну из сказок А.С. Пушкина случайно попал персонаж из другой сказки.

Кто из героев сказки лишний? ( Золотой петушок)

Прочитай объявление и выбери правильный вариант ответа

а) «Сказка о рыбаке и рыбке»

б) «Сказка о царе Салтане»
в) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Эту сказку знают и любят и дети и взрослые. Злая мачеха хочет погубить юную царевну, завидуя её красоте. Девушка вынуждена бежать в лес, где её готовы приютить семь богатырей. Отношение богатырей к забредшей к ним девушке уважительное и нежное. Это сказка о верности и любви. Царевне был мил только королевич Елисей, она ждала его и любила. И также любовь Елисея к царевне дала ему надежду и веру, что он найдет свою невесту. И Бог ему в этом помог. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» учит нас, что только доброе сердце, чистота души и помыслов, любовь являются истинными волшебниками и помогают победить злую, напыщенную, коварную, мачеху. О верности в любви, доброте, незлобивости - об этом сказка.

Итак, главная добродетель, которая живет в этой сказке ЛЮБОВЬ (листок учащемуся с этим словом). Ребята, а вы знаете, какой смысл предавали наши предки этому слову. Как нам его расшифровать: «Люди Бога ведают».

Любовь – эта основа всех добродетелей. Если вы будете любить родителей, друзей, близких и просто всех людей, вам легче будет совершать добрые дела. Они будут идти от сердца, а не потому, что «надо».

А теперь отгадайте добродетель по пословицам.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Терпенье и труд – все перетрут.

Труд кормит, а лень портит

Маленькое дело лучше большого безделья

Работай до поту - поешь в охоту

ТРУДОЛЮБИЕ

А теперь давайте вспомним сказки, в которых живет трудолюбие (слайды)

«Морозко» – «Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету»
«Маша и медведь» – «Напекла она пирожков… »
«Колобок» – «Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила» .
«Мужик и медведь» (другое название – «Вершки и корешки») – мужик сеет сначала репу, а на следующий год – рожь.
«Репка» – «Посадил дед репку» .
«Зайкина избушка» – «Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик – из сыпучего песка» .
«Кривая уточка» – «…уточка обернулась девушкой, избу вымыла, воды наносила и пирогов испекла» .
«Волшебная дудочка» – «С петухами сирота вставала, слезами умывалась, до полуночи по хозяйству управлялась. И пряла, и ткала, и по воду ходила, и дрова носила, и коров доила».

Зачем нам трудиться? (ответы детей) Молодцы!

Итак, наше путешествие по сказочной стране подходит к концу. Чему может научить мудрость сказок? Самое главное – быть смиренным, честным, послушным, милосердным, заботливым, любящим и трудолюбивым. (перечисляя добродетели получился кроссворд на слайде) (КРОССВОРД)

У нас получилось слово СЧАСТЬЕ.

И правда, без добрых дел и помыслов не бывает счастья у людей. И сказочные повествования рассказывают о том, что злые дела не останутся безнаказанными, а добрые не останутся не замеченными. Ведь зло оно никогда не говорит о том, что оно плохое, а всегда притворяется хорошим. Вспомните, как в сказке «Волк и семеро козлят» Волк обманул козлят, притворился мамой, хорошей. Ведь если бы он назвался плохим волком, козлята дверь ему не открыли. Так и в жизни: зло скрывается под маской добродетелей.

Очень важно то, что недостаточно отвыкнуть от плохих привычек: злобы, зависти, непослушания, ябедничества. Нужно еще и стараться воспитывать в себе добродетели. Псалмопевец Давид восклицает: «Уклонись от зла и сотвори благо!» Значит нужно и то, и другое делать: от зла уклоняться и добродетели приобретать. Помогают этому молитва и добрые дела.

Жили-были не тужили, в большом доме с красивым садом и ухоженным огородом,добрые и милосердные люди
папа с мамой да сын с дочкой. Однажды,возвращаясь с прогулки они увидели на дороге махонького и несчастного хомячка,которого без колебаний сразу же забрали к себе на радость детям.

Хомячок был очень умным и умел разговаривать,он всё время повторял как он всех любит, как он рад и как ему повезло в жизни,что он попал в такую хорошую семью.Кушать он любил салат из свежей травки.Он был очень милым после еды и вся семья чувствовала неимоверное счастье глядя на его довольную симпатичную мордочку.

Шло время,хомячок подрос и просил кушать немного больше.К тому же вся вкусная и свежая травка в окрестностях дома закончилась и детям после школы приходилось бегать на берег речки в поисках. Ну и что? Ведь это была совершенно ничтожная плата за счастье и благополучие семьи. А хомячок после еды всё также смотрел благодарно в глаза и плакал от счастья.
Прошёл год. Хомячок стал размером с футбольный мячик и ему было очень твёрдо и тесно в домике,который для него построил папа. Конечно его переселили на диван,но хомячок расплакался и маме с папой пришлось взять его к себе в кровать. На берегу травка кончилась,потому дружно всей семьёй,люди ходили рвать её на лужок,который находился ещё чуть дальше.
Прошло ещё два года. Папа с мамой больше не умещались с хомячком в кровати,но и не могли бросить его. Они гладили его по очереди пока он спал. Он был похож на огромную плюшевую игрушку и был также беззащитен. Иногда он плакал по ночам,потому что ему снились страшные сны в которых люди бросают его на произвол судьбы.
Прошло ещё три года. Папа ушёл с работы,потому что мама больше не успевала носить издалека травку для хомячка. Он плакал и причитал,что его морят голодом,что не надо было значит спасать,если над ним так издеваться.
Дети больше не ходили в школу. Они целыми днями бродили по окрестностям в поисках свежей зелёной травки для салатика...
Прошло тридцать лет. Папа с мамой давно умерли. Брат с сестрой даже не смогли толком проститься с ними. Им было некогда. Хомячок,который теперь был размером со слона, почти безостановочно плакал,требуя не только свежего салатика,но и добра и ласки. Он жаловался на свою несчастную жизнь и обвинял во всём семью извергов,в которую забросила его судьба. Детям было очень стыдно,поэтому по ночам по очереди они гладили хомячка,а днями напролёт искали,собирали,носили,резали свежую зелёную травку для салатика.

P.s. сказка не моя,её с десяток лет назад рассказал мне один наркоман,когда я попытался сагитировать в светлую веру добра и милосердия,адептом и убеждённым радикалом которой в тот момент я являлся...

Сохранено

Жили-были не тужили, в большом доме с красивым садом и ухоженным огородом,добрые и милосердные люди папа с мамой да сын с дочкой. Однажды,возвращаясь с прогулки они увидели на дороге махонького и несчастного хомячка,которого без колебаний сразу...

"/>