В домашних условиях несложно сделать материалы Монтессори своими руками без значительных материальных... Обеспечив ребёнка часто меняющимися пособиями...

Система Монтессори давно отметила своё столетие, однако её методы и поныне нисколько не потеряли свою актуальность. Основной её идеей является то, что родителям нужно подарить ребёнку свободу. За ней последует возрастающая самостоятельность и взросление крохи. Также малышу необходима так называемая подготовленная среда, которая подразумевает особый быт и большое количество дидактических материалов, способствующих его сенситивному развитию. Все это несложно организовать в домашних условиях без значительных материальных затрат, изготовив многие игры Монтессори своими руками.

Суть метода Монтессори

О какой свободе идёт речь? Обеспечив ребёнка хорошими, часто меняющимися пособиями, взрослый в процессе занятий является не руководителем, как это принято в классических системах обучения, а лишь помощником. Поначалу к этому сложно привыкнуть, но малыш сам должен выбирать, чем ему хочется заняться на данный момент.

Конечно, подобный подход скорее подойдёт детям, которым уже есть 3 года, ведь именно с этого возраста кроха способен осознать свою самостоятельность. А родители её должны дома всячески поощрять и содействовать взрослению малыша: учить его одеваться и обуваться, чистить зубы, убирать за собой вещи и игрушки, включать в процесс приготовления еды и сервировки стола.

Сами игры изготавливаются из натуральных материалов и часто представляют собой обычные предметы обихода, которые без Монтессори вы бы и не подумали дать маленьким детям.

Тематический материал:

Что такое Монтессори-среда

Для занятий по данной методике пространство детской необходимо организовать так, чтобы крошка мог самостоятельно обратиться к нужным пособиям. Обучающие материалы нужно разложить в соответствии с их предназначением:

Сортировка

Проведите «ревизию» в игрушках и сложите отдельно те, которые способствуют формированию мелкой моторики, цветовосприятия, речевых и математических умений, тактильных ощущений и т. д. После такой сортировки вы поймёте, какие игры следует изготовить, а какие дома в избытке.

Зонирование

Теперь, собрав все по коробкам или контейнерам, вам нужно определить их в подходящие места. Это могут быть полочки, тумбочки или этажерки, до которых ребёнок может дотянуться сам. Но помните, что с некоторыми предметами дети должны играть под родительским присмотром.

Комплектование

Игр и пособий понадобится немало. Что-то из этого можно купить, но большинство «развивалок» легко изготовить и дома из ненужных материалов.

Готовим дидактические материалы

Какие развивающие игрушки под силу сделать дома любому родителю? Простейшие варианты для детей от 4-го года жизни:

Сундучок с тканями

Нарежьте один или несколько кусочков разнофактурных тканей. В процессе занятия нужно вначале дать ребёнку их хорошенько изучить тактильным способом. Затем он будет доставать заданный лоскут материала на ощупь.

Секретный мешочек

И снова игра на развитие сенсорных ощущений и мелкой моторики. В красивый мешочек положите несколько хорошо знакомых крошке предметов. На занятии можно предложить ему вынуть заданную вами вещь или, не подглядывая угадать, что ему попалось в мешочке.

Ароматное саше

Их также можно сделать дома из обычных детских носочков. Поместите в них ароматные наполнители (цедра цитрусовых, травы, кофейные зёрна) и туго завяжите. В игре дети угадывают запахи, развивая тем самым сенсорное восприятие мира.

Рельефные буквы и цифры

Подготовьте шаблоны знаков и приклейте их на плотный картон. Затем их нужно вырезать и обмазать по контуру клеем. Сверху насыпьте манку или другую крупу и после высыхания снова закрепите слоем клея.

Для самых маленьких исследователей мира, которым ещё нет года, тоже можно смастерить некоторые развивающие игрушки.

Тактильные дощечки

Идея их создания схожа с рельефными буквами, только в этом случае вместо знаков будут выступать одинаковые по форме и размеру таблички. Кроме круп, на них можно нанести различные виды ткани, царапины, войлок, кусочки меха, гофрированную бумагу и др. Играя с ними, малютка будет учиться различать поверхности, сортировать и складывать их в соответствии со своими ощущениями.

Сенсорные коврики

Чтобы пошить такой коврик дома, подберите лоскуты различных по фактуре материй и сшейте из них узкую и длинную дорожку, её можно дополнить шерстяными и меховыми вставками. Хорошо если она на мягкой основе, потому что малыш будет ползать по её поверхности голышом, чтобы как следует изучить свои ощущения от различных рельефов.

Крышки

Игры с крышками не только учат детей ориентироваться в формах и размерах, но и развивают ловкость рук. Подготовьте баночки разных размеров, их крышки положите в коробку. Задание: подобрать к банке соответствующую крышку.

Аналоги классических Монтессори-игрушек

Кроме вышеперечисленных игрушек, есть ещё несколько пособий, которые пользуются особой популярностью среди родителей. Их также вполне возможно изготовить в домашних условиях, применив минимум усилий и средств.

Рамки-вкладыши

Что понадобится: плотный картон (можно воспользоваться коробкой из-под обуви), цветная бумага и основа (например, ватман).

Из картона нужно вырезать одинаковые прямоугольники. Их количество зависит от того, со сколькими фигурами вы будете знакомить кроху. Если ему около года, будет достаточно основных четырёх форм (круглая, прямоугольная, квадратная и треугольная).

В каждой карточке вырезается несколько одинаковых фигур разного размера. Украшаем их лицевую часть цветной бумагой так, чтобы все вкладыши одной формы были разного цвета.

Ребёнку будет удобнее манипулировать фигурками, если на них прикрепить по бусинке или пуговице.

Приклеиваем рамки на основу и приступаем к занятиям!

С такой игрушкой можно обучить малыша цветам, формам и размерам. Подходит пособие для детей от года и старше.

Что понадобится: квадратные выкройки из флиса, наполнитель (например, синтепон), липучки.

Шьём тканевые подушки разной величины, подбирая цвета так, чтобы нижняя часть верхней подушки совпадала с цветом верхней стороны предыдущей. Цвета, размеры и количество подушек зависят от ваших предпочтений и материалов, которые вы найдёте дома.

Чтобы наша пирамидка не падала, нижнюю подушку нужно заполнить каким-то тяжёлым наполнителем, например, гречкой, а в центре каждой пришиваются липучки.

Можно поэкспериментировать с наполнителями и положить внутрь элементов игрушки целлофан, слюду, вату и т. д.

Мягкая пирамидка понравится детям от года. В игровом процессе она будет способствовать запоминанию цветов, развитию тактильных ощущений, формированию понятий «больше - меньше».

Организовывая занятия, помните, что система Монтессори предполагает смену и усложнение дидактических материалов только при условии успешного усвоения предыдущих.

Цветные ёжики

Пожалуй, это самая простая и доступная из игрушек Монтессори своими руками. За две минуты вырезаем из цветного картона ёжика или целое семейство зверюшек и цепляем на него с ребёнком прищепки.

Шнуровки

Являясь чрезвычайно полезными для моторики рук, игры-шнуровки знакомы каждому родителю. И лишь немногие из пап и мам знают, что это элемент системы Монтессори. А так как шнуровки тоже являются достаточно дорогими, будем мастерить их дома из подручных материалов.

Если говорить о возрасте, то «пришить» шнурком пуговицу под силу детям даже одного года. Игры с сюжетными картинками и многочисленными деталями заинтересуют малышей 3-4 лет.

Скользящие мягкие шарики

Суть игры: у ребёнка 4 меховых шарика, по одному они проталкиваются через трубку, последний выталкивает первый и т. д.

Это у Монтессори. Дома вместо меховых элементов, можно использовать помпоны из пряжи или просто клубки шерстяных ниток одинакового размера.

Чтобы сделать игрушку нам понадобится основа (крышка от коробки), втулка, через которую будут проходить шарики и ножка, держащая её над поверхностью (бутылка из-под шампуня).

Вырезаем во флаконе два отверстия, через которые будет проходить втулка. Её диаметр зависит от размеров проталкиваемых предметов, длина должна соответствовать трём помпонам, сложенным в ряд.

Просовываем и приклеиваем картонный цилиндр. Закрепляем бутылку на основе. Для прочности обклейте крышку коробки и картонную втулку скотчем, можно украсить цветной бумагой.

Данный вид игры надолго увлечёт даже детей до года. Она прекрасно подойдёт для развития цветовосприятия и мелкой моторики.

Поощряйте познавательный интерес своего ребёнка. Учитесь превращать в игру все предметы обихода, которые интересуют его, ведь только так малыш будет быстрее развиваться и сможет приобрести необходимые ему навыки.

Последнее обновление статьи: 01.04.2018 г.

О педагогической системе замечательного итальянского доктора слышали, пожалуй, все мамы. Многие родители не против внедрить некоторые принципы развития в собственный воспитательный процесс, однако приобрести настоящие игрушки Монтессори сможет не каждая семья. Повод ли это отказываться от системы Монтессори в домашних условиях? Вовсе нет. Ведь многие развивающие пособия можно изготовить самостоятельно, как говорится, из подручных материалов. Кроме того, при желании можно организовать и ежедневные занятия.р>

Детский психолог

О педагогической системе замечательного итальянского доктора слышали, пожалуй, все мамы. Многие родители не против внедрить некоторые принципы развития в собственный воспитательный процесс, однако приобрести настоящие игрушки Монтессори сможет не каждая семья.

Повод ли это отказываться от системы Монтессори в домашних условиях? Вовсе нет. Ведь многие развивающие пособия можно изготовить самостоятельно, как говорится, из подручных материалов. Кроме того, при желании можно организовать и ежедневные занятия.

Самое главное – понять, как создать развивающую среду, как разделить детскую комнату на основные зоны, какие материалы подобрать для ребёнка определённого возраста. Разобраться в этих вопросах помогут опытные специалисты и мамы.

Очень полезная и информативная статья детского психолога расскажет о том, что такое , каковы принципы этой образовательной системы и каковы основные плюсы и минусы данного метода.

Правила обустройства развивающего пространства

Обустроить детскую в соответствии с правилами Монтессори не так сложно, как может показаться неискушённому родителю. Несомненно, помещения в садике или классы в школе довольно просторные, однако и из небольшой детской может получиться комната в Монтессори-стиле.

При организации домашней развивающей среды важно соблюдение следующих правил:

  • ребёнок должен видеть все материалы для занятий, то есть их необходимо располагать в зоне досягаемости;
  • мебель должна подходить малышу по росту и должна быть лёгкой по весу, чтобы ребёнок самостоятельно мог двигать или устанавливать в любом месте стульчик и стол;
  • на пол следует постелить ковёр или плед, поскольку ребёнок обязательно будет играть и заниматься не только на столе, но и рядом с ним;
  • все полочки и стеллажи с игровыми пособиями должны быть «приветливо распахнутыми», чтобы малыш сам смог выбрать нужный предмет;
  • любое отдельное задание должно находиться и предлагаться в своём подносе, коробочке или пластиковом контейнере;
  • каждый предмет, используемый ребёнком, должен быть настоящим, а не муляжом либо игрушкой (то есть малышу нужно давать, к примеру, настоящий совок и веничек).

Такой порядок в организации игрового пространства не только помогает малышу с ранних лет ориентироваться в материалах и пособиях, но и позволяет приучать к чистоте даже совсем маленького ребёнка. Поиграл? Убирай за собой, ставь предмет на своё место!

Зонирование помещения

Система Монтессори подразумевает чёткое зонирование пространства. Созданные учебные секции необходимо наполнить подходящим материалом.

Принцип разделения комнаты, кстати, очень часто применяют преподаватели в центрах раннего развития детей. Основных зон пять, каждая из них характеризуется определёнными особенностями.

Занимаясь в этой секции, малыш сможет получить базовые навыки самообслуживания. Наполненность зоны, разумеется, во многом зависит от возраста ребёнка. Общий перечень дидактических материалов для формирования практических умений включает:

Монтессори пропагандировала самостоятельное развитие ребёнка. Поэтому матери не следует особо вмешиваться в ход занятия, важно лишь следить за детской безопасностью и не допускать поломки бытовых предметов.

Совершенствование сенсорики особенно важно для самых маленьких ребятишек. В эту секцию помещают предметы, которые призваны развивать восприятие формы, цвета, веса, слуховых, зрительных, тактильных ощущений.

Примерами дидактических материалов служат:

Ребёнку в 1 годик в эту зону можно положить развивающий коврик, который остался с прежнего времени. С этого игрового аксессуара следует лишь убрать дуги и прочие уже ненужные элементы.

Занятия математикой по методике Монтессори предполагает наличие в специальной зоне предметов, которые помогут научить ребёнка простейшим арифметическим действиям, сравнению размеров, форм и количества. Также здесь закладываются основы абстрактного мышления.

Справиться с подобными задачами призваны следующие материалы:

Шероховатые цифры можно изготовить различными способами. Например, их можно вырезать из наждачной бумаги различной зернистости, из плотного картона, на который с помощью клея и манки создаётся необычная рельефная поверхность.

В эту учебную секцию помещают те пособия, которые призваны обучить детей грамоте. Дидактические материалы языковой направленности могут быть самыми разными, наиболее распространены:

Шероховатые буквы изготавливаются по точно тому же принципу, что и цифры для математической зоны. Сюда же можно отнести и занятия на развитие мелкой моторики, поскольку все они способствуют скорейшему совершенствованию речи и письма.

По-другому эта секция ещё называется естественнонаучной зоной, то есть здесь ребёнок познаёт всё многообразие окружающего мира, знакомится с природными явлениями, историей и культурой своей родины и других стран мира.

Специалисты и опытные родители советуют помещать в космическую зону такие пособия и предметы, как:

  • домашние цветы;
  • аквариум;
  • различные карты и глобус;
  • набор животных (фигурки диких, домашних зверей, птиц);
  • гербарий;
  • мини-лабораторию для опытов;
  • раковины, морские и речные камни;
  • лото с животными и тому подобные игры;
  • календарь наблюдения за природными явлениями;
  • различные тематические энциклопедии и т.д.

Все эти пять секций можно свободно расположить даже в небольшом помещении. Важно лишь упорядочить их содержимое и открыть свободный доступ для малыша.

Также не следует излишне фанатично относить к принципу Монтессори, касающемуся самостоятельного познания ребёнком окружающего мира. Отдельные виды деятельности подразумевают соучастие родителей – например, малышу будет сложно играть в лото в одиночку.

Не нужно забывать и о возрастном факторе. Поскольку ни одно, даже самое уникальное развивающее пособие не принесёт очевидной пользы, если ребёнок слишком мал или уже подрос для игрушки.

Прежде всего, предназначена методика Монтессори для детей старше 3 лет, однако реализовать некоторые её принципы можно и в значительно более раннем возрасте.

Лучшие , представленные в статье детского психолога, помогут родителям ещё успешнее развивать маленького ребёнка.

Необходимо оборудовать детское помещение таким образом, чтобы кроха смог свободно двигаться. Для этого необходимо на пол постелить мягкий мат или матрас, а рядом установить зеркало (его нужно обязательно закрепить).

Ближе к 12-месячному возрасту возле зеркала нужно установить перекладину, чтобы ребёнок смог понемногу вставать и, придерживаясь, передвигаться в вертикальном положении.

Что касается дидактических материалов, то в этот возрастной период работает принцип – чем больше сенсорики, тем полезнее для малыша.

Необходимо выбирать такие предметы, которые можно:

  • потрогать;
  • послушать;
  • перекладывать из ручки в ручку.

До года ребёнку могут понадобиться несколько важных пособий, которые обычно имеются в каждом доме, где поселился новорождённый малыш.

  • мобили. Для развития зрительного восприятия у малыша младше 1 месяца пригодится мобиль с чёрно-белыми изображениями и игрушками. Затем можно брать подвески с предметами основных оттенков;
  • шумящие игрушки. Можно взять традиционные погремушки, бубенцы, прочие музыкальные инструменты. Шумящие игрушки своими руками – тоже неплохой вариант. Для изготовления потребуются бутылочки, коробки, баночки, в которые засыпают камешки, крупы;
  • игрушки для захвата. 3-месячный ребёнок активно учится хватать предметы. С этой целью ему предлагаются палочки из дерева, пластика, которые удобно удерживать и перекладывать из ладошки в ладошку;
  • коробки с мелкими предметами. Для совершенствования тактильных ощущений и расширения знаний об окружающем мире пригодится коробочка с различными небольшими предметами, различными по фактуре. Родитель должен следить, чтобы кроха не тащил их в рот.

Все подобные упражнения можно и нужно сопровождать детскими песенками, потешками, стишками. Также можно включать классические музыкальные произведения.

Годовалый малыш не только нуждается в развитии сенсорики, но и в тренировке тонкой моторики, которая ведёт за собой и речь. С этой целью дома можно изготовить рекомендуемые материалы Монтессори своими руками.

Также можно сделать дома игрушки, напоминающие стандартные наборы Марии Монтессори. Как правило, детям старше 1 года подходят шнуровки, которые могут выглядеть совершенно по-разному. Самый простой вариант – «шнуровать» дуршлаг.

Также в этом возрасте подойдут пирамидки с крупными кольцами и матрёшки. Обычно дети с удовольствием надевают круги на пирамидный штырь и разбирают и собирают деревянные куколки, попутно совершенствуя восприятие формы и величины.

Занятия и материалы для детей от 2 до 3 лет

Занятия Монтессори дома основываются точно на таких же принципах, что и в специализированных садиках. Поэтому взрослому следует постепенно становиться наблюдателем, а не инициатором занятий.

Детям старше двух лет свойственно стремиться к самостоятельному познанию окружающего мира. К тому же этот процесс им очень нравится. Задача родителей – не навязывать игрушки, а предоставить возможность манипулировать предметами.

  • конструирование. Не обязательно покупать ЛЕГО, можно изготовить свой собственный конструктор из подручных элементов. Для этого сгодятся камни, раковины, лоскуты, шнурки, раковины, дощечки. Ребёнок сам должен решить, как их комбинировать и что из них можно сконструировать;
  • собирание пазлов. В каждой семье хранятся старые открытки, плотные картинки. Их можно разрезать на 2 — 4 части (чем старше малыш, тем больше элементов). Первоначально родителю всё же необходимо продемонстрировать, как собирать пазл. Обычно ребятишки с радостью играют в подобную игру;
  • сортирование. Важно приучать ребёнка, что складывать одни предметы нужно в одну коробку, а другие – соответственно, в другую. Это помогает понять принцип сортировки предметов по каким-либо признакам: расцветке, форме, размерам, количеству и пр.

Также можно предлагать малышу игрушки типа «Почтовый ящик», когда необходимо в прорези определённой формы проталкивать соответствующие фигурки. Эта игра надолго увлекает детей в этом возрасте.

Занятия и материалы от 3 до 6 лет

Дети в этом возрастном периоде становятся ещё более самостоятельными, особенно после прохождения так называемого кризиса трёх лет. Теперь дошкольник стремится получать новые знания за счёт сторонних источников информации, например, книжек.

После трёхлетнего возраста ребёнок уже не столь активно интересуется «суррогатными» бытовыми занятиями, поэтому зону практических навыков можно постепенно уменьшать.

Малыш уже готов физически и психологически выполнять реальную работу по дому, например:

Сенсорика отходит на второй план, на первый же выдвигается активная работа с материалами. Например, дети с большим удовольствием занимаются с кинетическим песком (отличается большей пластичностью, по сравнению с обычным).

Узнайте больше информации о том, и в какие игры можно играть с этим пластичным материалом, из статьи детского психолога.

В детской песочнице ребёнок может:

  • смешивать различные оттенки;
  • лепить не просто куличики, а настоящие «произведения искусства»;
  • сравнивать созданные фигурки по размеру, окраске и форме;
  • прятать и отыскивать клады;
  • создавать из песка буквы и цифры и т.д.

Привычные шумовые баночки уже не актуальны, сейчас нужно отдавать предпочтение детским музыкальным инструментам: барабанам, дудкам и даже синтезаторам.

Если ребёнок с удовольствием играет в игрушки для детей более младшего возраста, не стоит забирать и давать те, которые кажутся вам более правильными. Монтессори предполагала, что малыш сам должен выбирать интересное занятие.

4 — 5-летний ребёнок активно интересуется написанием букв. Стоит ли самим учить малыша писать? Специалисты советуют заняться подготовкой руки и пальцев к овладению этим навыком.

С этой задачей справятся такие занятия, как:

  • штрихование;
  • выведение букв на манке или кинетическом песке;
  • работа в прописях;
  • вырезание ножницами;
  • нанизывание крупного бисера на леску.

Шесть лет – стандартный возраст обучения чтению. Подготовиться к овладению этим навыком помогут следующие упражнения по методу Монтессори:

  • упражнения на определение звуков (к примеру, родитель предлагает ребёнку отыскать в комнате те предметы, которые начинаются на звук «р»);
  • работа с небольшими подписанными предметами, которые хранятся в одной коробке;
  • работа с карточками, которые включают изображение и его название (важно, чтобы буквы произносились так же, как и писались);
  • прочитывание небольших книг с крупными иллюстрациями и небольшим сопроводительным текстом.

Также повышается увлечённость математическими занятиями. Методика Монтессори отличается определёнными пособиями для формирования этих навыков. Однако и в домашних условиях также можно подобрать подходящие упражнения и пособия.

Основная задача родителей – показать, как можно совмещать визуальный образ цифры с её названием. К примеру, если вы хотите, чтобы ребёнок запомнил – 3+3=6, нужно сложить рядом карточку с цифрами и необходимое количество бусинок или жетонов.

Расширять знания об окружающем мире можно и во время прогулок. Ребёнок, гуляя по парку, может собирать листья и растения, чтобы создать потом гербарий. Также шестилетний малыш уже способен фотографировать животных, которых он видел в зоопарке, для создания собственной картотеки.

Монтессори материалы своими руками

Ребёнок очень быстро растёт, поэтому ему постоянно нужны всё новые и новые игровые принадлежности. Конечно, монтессори-пособия можно приобрести в любом специализированном магазине, однако они достаточно дороги, к тому же гораздо интереснее изготовить их своими силами.

Мама сможет сэкономить существенные деньги, ведь такие пособия нередко изготавливаются из бросовых материалов, которые обычно попросту выбрасываются на мусорку.

Чтобы ребёнок смог понять, что такое геометрические фигуры, запомнить главные оттенки, усвоить градацию размеров, можно изготовить несложные рамки-вкладыши.

Для изготовления потребуется взять:

Алгоритм изготовления пособия выглядит следующим образом:

  1. Картон нужно разрезать на прямоугольники. Их количество зависит от числа геометрических фигур, с которыми мама хочет познакомить своего ребёнка. Для малыша в 1 — 2 годика хватит четырёх основных фигур: кружка, квадратика, прямоугольника и треугольника.
  2. В прямоугольной фигурке необходимо вырезать определённые силуэты (квадраты, треугольники), причём поначалу вырезается самый большой, затем поменьше и ещё меньше.
  3. Получившиеся вкладыши нужно обклеить с «аверса» цветной бумагой. Фигурки одной категории (то есть все треугольники) должны быть разных оттенков.
  4. Ко всем вкладышам в середину нужно прикрепить бусинку или пуговку при помощи проволочного элемента. Это необходимо для упрощения использования пособия.
  5. Осталось только приклеить готовые рамки к основе из ватмана или альбомного листа.

Всё, пособие по изучению геометрических фигур и основных оттенков готово. Работать с ним можно, начиная с годовалого возраста.

Изготовление этого развивающего пособия требует от родителей элементарного умения пользоваться швейной машиной либо обычной иглой с нитью.

Такая «подушечная» пирамида призвана научить ребёнка определять оттенки, ориентироваться в разных размерах. Кроме того, поможет пособие и развить тактильные ощущения, если набить подушки разнообразными материалами.

Необходимые составляющие:

Из одного отреза текстиля нужно вырезать по 2 квадратика со сторонами от 5 до 12 сантиметров. Следует учесть, что одна подушечка будет сшита из двух лоскутов разных оттенков. А стороны соседних подушек будут одного цвета. Рассмотрим на примере.

В основании «подушечной» пирамиды будет лежать валик со стороной в 12 сантиметров. Его низ делаем зелёным, а верх – синим. Грани следующей подушки будут 11-сантиметровые. Нижнюю часть шьём из синей ткани, верхнюю – например, из красной.

Следовательно, третья подушка уже будет с гранями в 10 см, а её низ выполняется в красном цвете, верх же можно сделать любым на ваш вкус. Последовательность и логика действий понятны.

На лицевые стороны подушек необходимо пришить липучки, причём на одну часть нужно приделать жёсткий элемент липкой ленты, на другую же – мягкий. Это нужно для последующей сборки пирамиды, поскольку лента – крепящий элемент.

После этого лоскуты для одной подушечки складываются «аверсными» сторонами и сшиваются, но с одной стороны нужно оставить небольшое отверстие, оно нам пригодится для набивки (после наполнения открытый участок зашьётся).

Подушечку нужно вывернуть и заполнить набивкой. Для наполнения наиболее крупного квадрата нужно использовать самый тяжёлый материал (к примеру, гречку), чтобы придать собранной конструкции максимальную устойчивость.

Чтобы изготовить эти полезные элементы, необходимо взять:

  • цветную бумагу (синюю и красную);
  • трафаретные изображения букв;
  • картон;
  • клеевой карандаш;
  • клей ПВА;
  • манную крупу.

Чтобы сделать пособие, нужно выполнить несколько важных шагов:

Шероховатые буквы используют с 3 — 4-летнего возраста. Это пособие располагают в языковую зону и используют для занятий по подготовке к чтению и письму.

С помощью шершавых заготовок развиваются ассоциации звука и буквы, происходит запоминание их названия, совершенствуется мелкая моторика. Кроме того, ребёнок учится правильно обводить буквы, как при последующем написании.

Для изготовления этого дидактического материала Монтессори необходимо запастись:

  • натуральным текстилем (сатиновыми отрезами);
  • различными крупами (гречкой, пшеном, рисовой или манной крупой), фасолью и горохом;
  • фигурными макаронинами.

Ниже расписан пошаговый алгоритм создания сенсорных мешочков для маленьких ребятишек:

Можно также создать мешки в форме весёлой гусеницы. Для этого необходимо отрезать от колготок необходимую длину, засыпать туда, например, гречку, завязать узелок, чтобы получился плотноватый на ощупь шар.

Затем засыпают другой тип крупы и вновь завязывают узелок. Этот шаг повторяют с каждым видом наполнителя. После чего хвост гусеницы прошивают и красиво оформляют получившуюся игрушку. Например, для глазок можно взять бусинки, только их нужно крепко пришить.

Подобное пособие подойдёт даже для самого маленького ребёнка. Оно великолепно развивает сенсорные ощущения, тонкую моторику, внимательность. Помимо этого, применение сенсорных мешочков позволяет эффективно развивать слуховое восприятие.

Методика Марии Монтессори также предполагает применение подвесок для новорождённых малышей и деток постарше. Такие устройства отличаются от промышленных вариантов отсутствием музыкального сопровождения, быстрого вращения элементов.

Чаще всего формы берутся абстрактные, вращение происходит за счёт воздуха в комнате. Подобный неспешный ход обязательно понравится ребёнка, который станет отслеживать движение игрушки, фокусируя взгляд.

Популярная модель подвески – шестигранный мобиль. Для его изготовления необходимы:

  • лёгкая палочка из дерева;
  • 3 листочка картона основных оттенков: жёлтого, красного и синего;
  • клей;
  • ленточка.

Чтобы изготовить это развивающее пособие для младенцев, нужно выполнить несколько действий:

  1. На картоне рисуют развёртку шестигранника. Также можно сделать распечатку на цветной бумаге и наклеить её на картонку. Хорошенько просушить.
  2. Места сгибов обрабатываются при помощи ножничек и линейки, чтобы избежать сломов и излишних перегибов.
  3. Затем шестигранная развёртка вырезается и собирается в фигуру, склеивается в местах соединения. Так повторяется 3 раза.
  4. Ленточки закрепляются в одном из швов изделия и привязываются другим кончиком в палочке из дерева. Важно, чтобы она была без шероховатостей и заусениц.
  5. Готовый мобиль закрепляется на расстоянии в 25 — 30 сантиметров выше ребёнка.

Подобное пособие предлагается детям с 3-месячного возраста. Оно позволит научить ребёнка фокусировать глаза на вращающихся предметах, отслеживать их, воспринимать их оттенки и форму.

Подобное покрытие, конечно, можно приобрести и в магазине, однако его можно сделать и своими руками. Сгодятся остатки старой одежды и различная фурнитура:

Первоначально необходимо сшить заготовку для сенсорного коврика, размеры и форма могут быть любыми. Наполнить основу можно синтепоном. Если не хочется возиться, опытные мамы советуют взять старое байковое одеяло.

Дальнейшее создание коврика будет зависеть только от маминой фантазии. Сенсорное покрытие обычно сочетает текстиль разной фактуры, накладные карманы с застёжками, вшитые пищалки, шарики с разнообразными наполнителями и т.д.

Это современное название стендов Монтессори, которые представляют собой доски для развития, к которым крепится всё, что обычно строго-настрого запрещаются трогать ребёнку. При помощи досок дети безопасно знакомятся с бытовыми предметами.

Изготовление бизиборда потребует от родителей немного воображения и следующих приспособлений:

Изготавливается развивающая доска достаточно просто. На листе ДСП нужно расчертить схему будущего бизиборда, можно даже действовать в соответствии с определённым сюжетом.

Родитель раскладывает детали, а потом очень крепко их прикручивает с помощью саморезов к доске. Крепость крепления очень важна, поскольку ребёнок будет стараться оторвать понравившийся элемент пособия.

Более подробно о том, как изготовить и какие приспособления для этого потребуется, читайте в статье детского доктора.

Этот дидактический материал подойдёт для ребятишек с годика и до 6 лет. Уже сидящий и ходящий малыш сможет самостоятельно изучать предметы и взаимодействовать с ними: открывать и закрывать замочки и застёжки, использовать розетки, работать со шнуровкой.

Такой самодельный бизиборд развивает тонкую моторику, внимательность, усидчивость. Ребёнок обучается решению бытовых сложностей, а также удовлетворяет интерес к бытовым предметам. Особенно ему нравится разнообразие элементов.

Это наиболее простой дидактический материал из всех возможных. Мама вырезает из яркого картона силуэты ёжика или любых других фигур. Также можно использовать обычный гофрированный картон, украшенный самоклеющейся плёнкой.

Самый частый вариант – ёжик, которому при помощи прицепок можно доделать «иголки». Также родители делают из картона солнце с лучиками-прищепками, различных животных и человечков. Дополнительно эти фигурки раскрашивают фломастерами или красками.

Если прищепки взять под цвет контура, то ребёнок не просто разовьёт тонкую моторику, но и выучит основные оттенки. Например, для солнца подойдут жёлтые прищепки, для ёлочки – зелёные, а для синей тучки – соответственно, голубые.

В качестве заключения

Таким образом, методика Марии Монтессори в домашних условиях также вполне реализуема. Прежде всего, следует обустроить пространство в соответствии с определёнными требованиями к зонированию помещения и дидактическим материалам.

Многие развивающие пособия можно сделать своими руками, используя подручные средства. Это позволит сэкономить деньги и реализовать собственную фантазию. Да и ребёнок с большим удовольствием будет играть именно в самодельные игрушки.

Кроме того, дети, видя заинтересованность родителей и их увлечённость, сами загорятся познанием окружающего мира. А когда малыш подрастёт, то и сам с удовольствием начнёт принимать участие в создании новых необычных игровых принадлежностей по методу Монтессори.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Монтессори своими руками безусловно есть смысл делать! Такие пособия, возможно, получатся не такие идеальные, как покупные, но они будут сделаны своими руками, что предаст им уникальность.

Плюс ко всему они будут намного дешевле, чем покупные. Сегодня мы изготавливаем рамки-вкладыши!


Геометрия для детей становится более доступной для понимания, если у них есть возможность поиграть с материалом, ощутить его кончиками своих пальцев. Посетив сайт творческих учителей математики, вы узнаете много различных способов познакомить ребенка с азами этой науки. А мы предлагаем попробовать включить в обучение дошкольника дома занятия с рамками- вкладышами, автором которых является Мария Монтессори.

В оригинале рамки представляют собой тонкие цветные деревянные дощечки с отверстиями определенной формы посередине. В эти отверстия вставляются вкладыши другого цвета. Для удобства, на вкладышах есть маленькие «ручки», за которые малыши их держат.

Вы можете приобрести фабричные рамки в магазине.


Фабричные рамки-вкладыши

А можете изготовить их самостоятельно из толстого картона.

Для этого вырежьте квадраты с длиной сторон примерно 10 см.
В центре каждого квадрата прорежьте отверстие определенной геометрической формы:

  • треугольник и т.д.

Используя квадрат как трафарет, заготовьте картонные вкладыши нужных форм. На одну сторону каждой вставки приклейте крупную бусину или пуговицу, чтобы ребенку было удобно их брать. Пособие готово, можно заниматься. Для начала предложите маленькому ученику сопоставить вкладыши с нужными рамками.


Можно придумать игру: например, каждый квадратик – это домик, а вставка – ставни в окошке. Надо на ночь закрыть все окна, чтобы в дом не залезли воры. По ходу занятия проговаривайте названия геометрических форм.


Также можно использовать получившиеся рамки как трафарет для рисования.


Получившиеся геометрические фигуры предложите превратить в знакомые всем предметы. Так развивается не только фантазия, но и умение мыслить абстрактно.

По мере развития ребенка, усложняйте занятия с рамками. Например, можно ставить перед малышом конкретные задачи: построить «дом» из трех этажей, в каждом из которых по три «окна» определенной формы (указываете, какой именно). Добавив рамки с похожими по форме, но отличными по размеру фигурами, вы усложните процесс сопоставления их со вкладышами. Также с помощью рамок можно совершенствовать счет, предлагая составить цепочку в определенной последовательности: 1- круглое отверстие, 2- ромб, и т. д.

Ребенок впитывает все, что его окружает и часть того, что его окружает остается с ним навсегда. Поэтому создание среды дома обязательно. Конечно, ребенку необходимо свое рабочее место, в котором он был бы действительно хозяином: мог бы без посторонней помощи что-то достать или убрать на место, знал, где что находится, и что с этим можно делать. То есть полки с детскими вещами должны располагаться низко и быть открытыми или легко открывающимися. И, наоборот, то, что не предназначено для ребенка, должно находиться однозначно вне пределов его досягаемости. Хорошо, если ребенок имеет возможность самостоятельно выбирать себе одежду, накрывать на стол (хотя бы для себя). И, кроме того, при оборудовании помещения необходимо учитывать ограниченные пока возможности ребенка в обращении с отдельными вещами и в поддержании порядка. А значит, это помещение не должно быть перегружено вещами, вещи должны быть функциональными и красивыми. Они могут быть хрупкими, но не должны при этом быть ценными, чтобы ребенок учился обращаться с ними бережно, но не возникало бы семейных драм из-за неизбежных на первых порах поломок.

Лучше всего, если у ребенка будет своя отдельная комната. Но возможно создать развивающую среду и общей комнате, выделив в ней место.

Цвета. Лучше, если цвета в интерьере (стены, занавески и шторы, мебель) будут приглушенными. Яркие цвета и множество акцентов будут раздражать и переутомлять психику ребенка. Если комната темная, то лучше выбрать светлые цвета в интерьере. Стены без рисунков, либо с еле заметным рисунком (крупные рисунки угнетают психику). Цвета так же как и весь интерьер должны сочетаться, это будет воспитывать эстетический вкус вашего ребенка.Можно разместить на стенах картины. Они должны быть в зоне видимости ребенка на расстоянии 30 см. Для новорожденного ребенка лучше повесить черно-белые рисунки с изображением геометрических фигур, он сможет отслеживать границы.

В возрасте 2-3 недель можно повесить рисунки с более сложными формами. С месяца малыш может рассматривать цветные картинки, но лучше, чтобы на них по-прежнему был белый фон, а на фоне какой-либо предмет.



Здорово, если полки будут украшать статуэтки или шкатулки, или что-то еще, это опять же воспитывает эстетический вкус. Важно, чтобы декоративных элементов не было слишком много.

Свет. До месяца не яркий свет, после месяца - яркий. В идеале хорошее естественное освещение.

Материалы. Материалы и пособия для ребенка не должны быть дорогими, их не должно быть жалко. Большинство материалов можно изготовить самим.


Температура. Для новорожденного 20-24 градуса, постоянная. Температурный режим каждый выбирает для себя сам, в зависимости от того, занимаетесь ли вы закаливанием ребенка.


Влажность. От 50-70%. В идеале использовать увлажнитель, потому что при низкой влажности иссушается слизистая оболочка. Для измерения влажности существует прибор - гигрометр, его не сложно преобрести.


Размер комнаты. Максимально возможный. Но и в маленькой квартире вполне можно создать хорошие условия для развития малыша.


Для создания монтессори-среды используется зонирование. В организации пространства нужна система так же, как и в любом другом деле. Вещи, служащие одной цели, используемые вместе, должны и храниться вместе. Могут быть отдельные зоны (например, для рисования, чтения, работы с конструктором, подвижных игр), отдельные полки, ящики, коробки и т.п. Хорошо, если способ хранения предоставляет ребенку возможность достаточно легко и целенаправленно воспользоваться этими вещами, не вываливая при этом на пол все остальное из шкафа, и без особых затруднений сложить их обратно.


Комната повторяет всю квартиру. Первые два месяца ребенок будет привыкать к комнате, его не нужно выносить из нее (если есть такая возможность).


Зонирование комнаты меняется в зависимости от возраста ребенка.


От рождения до 5-ти месяцев.

Зона сна. До 1,5-2-х месяцев малыш спит в специальной корзинке. Когда ребенок рождается, для него важно создать условия близкие к тем, что были в утробе матери. Необходимо ограничить пространство и оставить лишь немного места для движений. Это только для сна.

После 2-х месяцев корзинка меняется на кровать. Можно сразу устроить спальное место, а в него сначала ставить корзинку, а потом ее убрать и укладывать спать ребенка на уже знакомом месте. Кровать - это 1,5-2 матрас (в зависимости от общего пространства можно увеличивать и уменьшать размеры кровати). Матрас должен быть не более 10 см высотой. В первое время можно снизу подстеливать полотенчико для безопасного скатывания ребенка. Развитие движения происходит не только во время бодроствования, но и во сне. Поэтому ребенок должен двигаться во сне, соответственно ему нужно как можно больше места для этого. Он также должен сползать с кровати без помощи взрослого, самостоятельно и это должно быть безопасным для его здоровья. Когда используется кровать на ножках и с решеткой у ребенка нет ни возможности совершать в ней активные движения, ни почувствовать край и выработать инстинкт самосохранения. Если малыш спит на матрасике, он скатывается с него ровно один раз, после этого он чувствует край и уже не скатывается. С практической точки зрения низкая кровать еще удобна тем, что вы можете ложиться рядом с малышом и кормить его, а после того как он уснет аккуратно вставать, не побеспокоив его, что очень сложно осуществить при перекладывании ребенка в детскую кроватку.


Зона сна используется только для сна, в ней не должно быть игрушек, в ней не кормят, в малыш только спит и все создано для этого. Хорошо, если зона сна находится в самой темной части комнаты.

Когда малыш научиться ползать, он сможет заползать на кровать самостоятельно, равно как и выползать из нее. Давая такую свободу действий, мы способствуем формированию у ребенка правильного отношения ко сну. Сон - это не обязывающая процедура, это естественный процесс, который ребенок совершает испытывая усталость.

Зона кормления. До 5 месяцев ребенка кормят грудью в идеале, если нет возможности кормить грудью, используется искусственное вскармливание, но оно происходит в точно таких же условиях, как при естесственном кормлении. Место для кормления - это удобное место для мамы - кресло, стул, пуфик или что-то другое, но главное, чтобы мама чувствовала себя в нем комфортно и могла расслабиться. Рядом должен быть столик, на котором находиться все, что может понадобиться маме во время кормления (салфетки, настольная лампа, блокнот с записями о кормлении). Лучше выбирать освещенное место для этой зоны. Кормление - время устанвления отношений. Нельзя во время кормления смотреть телевизор, пользоваться телефоном или компьютером. Это время для двоих. Мама должна отодвинуть все свои важные дела, переговоры на другое время. Если мама еще чем-то занимается, она дает понятие ребенку, что кормление - это дело не особо важное и в будущем могут возникнуть проблемы с прикормом и питанием.


Зона ухода. Зона ухода совмещает в себе три зоны: переодевания, мытья и туалет. Зона переодевания. Здесь располагается шкафчик, полка или комод с необходимыми чистыми вещами ребенка, пеленальный столик, корзина для мелочей, корзина для грязного белья, корзина для подгузников.



Пеленальный столик. Главное, чтобы он был безопасным, но в любом случае не оставляйте ребенка на столе без присмотра. Если у вас появилась необходимость оставить ребенка одного на небольшой промежуток времени, то лучше оставьте его на полу.


Место для купания можно организовать либо в комнате ребенка, либо в ванной. Купание ребенка - это не просто механический момент, это установка отношений. Поэтому купание должно быть максимально приятным. Должна быть подходящая температура, время, малыш должен быть сытым. Не стоит купать ребенка каждый день. В зоне для купания нет игрушек. Если вы видите, что малыш начинает играть, то можно ему сказать: "Ты хочешь играть? Тогда заканчивай умываться, пойдем в игровую"

В зоне находится ванночка, мыло в мыльнице, коврик под ванночку, кусочек ткани вместо мочалки, полотенце, чистые вещи для переодевания после купания.

Можно использовать травы для ванны (необходимо заранее проконсультироваться, какие травы можно использовать).

Зона движения. Располагается в самой светлой части комнаты. В этой зоне размещается матик средней упругости размером 1м на 1м, 2м на 2м или других размеров в зависимости от размеров комнаты. На матик стелиться простынь. Рядом располагается зеркало (у стены) высотой до 0,5 метра. Ребенок очень рано узнает себя в зеркале и смотря на себя он изучит свое тело и свои движения.

Рядом полка, у которой не более 2-х ярусов, она открытая, с закругленными, безопасными краями. На полочках игрушки ребенка, предметы для наблюдения. Всего предметов не должно быть больше 6. Полки нужны для того, чтобы ребенок мог брать (а в будущем и убирать) игрушки самостоятельно, чтобы каждая игрушка или книга имели свое место и были хорошо видны. Расставлять игрушки на полке следует просторно, чтобы их было легко брать и ставить на место, тем самым сохраняя порядок. Не нужно сразу ставить все материалы, которые у вас есть, лучше периодически заменяйте старые новыми. В зоне движения можно расположить подушки для безопасности. Можно повесить мобиль над головой.

Необходимо менять пособия и игрушки малыша, возвращать, убранные на хранение, ранее неиспользованные вашим малышом книги и игрушки. Это делается после наблюдения за тем, что ребенок на самом деле использует, и удаляются те предметы, которые им игнорируются или которые он перерос.




Пока ребенок маленький, взрослый объясняет ему, чем они занимаются. "Ты проснулся. Пойдем есть. Ты поел, давай пойдем заниматься" Если постоянно носить ребенка, у него замедляется физическое развитие (нет возможности отрабатывать движения), поэтому постепенно приучаем ребенка лежать одного (5-10 минут).

Среда для ребенка от 5 до 12 месяцев.


Дети в этом возрасте активно двигаются, начинают ползать. В идеале обезопасить всю квартиру. Для этого необходимо лечь на пол и в таком положении изучить весь дом на предмет безопасности. Вы увидите, что видит ребенок, за что он может потянуть, что может взять в рот и куда ему захочется засунуть ручку или пальчик. На что следует обратить внимание:


1. Розетки. Защищаем фиксаторами.


2. Горшки с цветами. Керамический горшок может разбиться, если ребенок его опрокинет. Множество комнатных растений ядовитые. Убираем, где ребенок цветы не достанет. Можно оставить то растение, которое не ядовитое и которое вам не жалко.


3. Шнуры на полу. Прикрепить к стене, поднять на уровень выше, обязательно посмотреть, не сдернет ли это ребенок и не упадет ли на него что-нибудь.


4. Занавески и шторы короткие до батареи.


5. Убираем все ценные и бьющиеся вещи, все что жалко.


6. Закрываем DVD проигрыватель и другую небезопасную и ценную технику.


7. Ручки сковородок всегда разворачиваем в сторону плиты.


8. Убираем бытовую химию из доступа для ребенка, проветриваем помещение после использования.


9. Обогреватели закрываем защитными экранами, такие же существуют для плиты.


10. Выдвижные полки и шкафчики закрываем защитными задвижками, закрывашками.


11. Все, что можно опрокинуть на себя из предметов мебели прекрепляем к стене (например, тумбочки и стелажи).


12. Если в доме есть лестница, то нужно учить ребенка ей пользоваться. Сначала ставим перегородку, чтобы ребенок не имел к ней доступа. Потом двигаем перегородку на 2-з ступени. В результате малыш пробует спускаться и подниматься по открытым ступеням, позже переносим перегородку дальше, потом совсем убираем.


13. Унитаз. Если есть доступ к унитазу и ребенок может пострадать при изучении его, можно установить защитный щит.


14. Безопасность окон, балконов. Лучше, если к окну вообще невозможно будет залезть. Москитная решетка не выдерживает тяжести ребенка!


15. Если есть в доме что-то небезопасное для ребенка, например, папина мастерская с инструментами, перегораживаем это место, чтобы ребенок не имел туда доступа.


16. Если шкаф закрывается на ключ, убираем ключ и делаем дубликат.


17. Если замки в дверях закрываются на ключ, то вешаем его высоко, чтобы ребенок не достал его и не закрылся. Если замки на защелке, то необходимо, чтобы их можно было легко открыть с другой стороны взрослому, если малыш случайно закроется.


В определенный момент защиты постепенно снимаются, чтобы ребенок имел представление об опасности.

Не стоит создавать дома антибактериальные условия. Это вредно для формирования иммунитета.


Зона сна. Остается матрасик. Если использовалось для безопасного спуска ребенка полотенчико, то теперь его можно убрать. Ребенок может самостоятельно слезть и отправиться путешествовать по комнате. Поэтому важно, чтобы среда была безопасной. Если за пределами комнаты есть что-то небезопасное, то закрываем дверь или ставим перегородку.


Если ребенок был приучен спать с родителями, кладем его спать отдельно. На первый раз он будет кричать и уснет в итоге под дверью спальни родителей, на второй раз покричит меньше, на третий раз он просто не будет спускаться со своей кровати, потому что будет знать, что родители его не возьмут в свою кровать. Важно не идти на уступки, а четко сказать: "Теперь ты спишь отдельно" и всем своим поведением и действиями это показывать.


Зона кормления. Остается место для мамы, она продолжает кормить ребенка. Добавляется столик для прикорма и стульчик. Лучше, если стол и стульчик будут тяжелыми, чтобы малыш их не опрокинул. Стол и стульчик нужны будут недолго, поэтому имеет смысл взять их у кого-нибудь из знакомых, кому они уже не нужны или поискать в интернете. Важно как вы презентуете первый прием пищи ребенку. Постелите на стол красивую скатерть, купите длянего настоящую красивую посуду, которую вы можете себе позволить и которая по размеру подойдет малышу. Сами садитесь рядом. Все подается на позитиве, как на праздник. Мама кормит тем, что она приготовила для малыша (отварная морковка, яблочное пюре или что-то другое). После первых месяцев прикорма ребенка можно сажать за общий стол. Есть такое стул - трип трап, он удобен для человека любого возраста, особенно для малыша.




Зона ухода и переодевания. Если ванночка располагалась в комнате ребенка, то теперь перемещаем ее в ванную комнату. Переодевание на пеленальном столике переносим сначала на переодевание на коврике, потом на стульчике.

Место для переодевания. Шкафчик с чистыми вещами малыша. Стульчик или небольшой коврик, зеркало, столик для прихорашивания.




Зона движения. Ребенок активно ползает, начинает ходить. Можно разместить устойчивые пуфы, для того, чтобы ребенок мог ходить с опорой. Матик убирается в 8-9 месяцев. Зеркало остается, либо заменяется на высокое с поручнем, чтобы малыш мог держась за него подниматься и отрабатывать движения, наблюдая за отражением в зеркале. На полке с игрушками ребенка теперь остаются только безопасные предметы. Можно добавить библиотеку - книга с полочками и стульчик, креслице или диванчик, на котором удобно просматривать книги.

Описание игры

Идея этой игры взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори (1870–1952). Ей удавалось с помощью ряда своеобразных заданий и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей. Тогда это так поразило ее, что она писала: “... что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?”

Игра“РамкиивкладышиМонтессори”развиваетдетейвнескольких направлениях:

1) вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);

2) готовит детей к овладению письмом и рисованием – вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает “твердость руки”, умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;

3) знакомит с геометрической терминологией – названиями фигур. В эту игру можно играть даже с полуторагодовалыми и двухлетними малышами, если их развитие не слишком задержано недостатком свободы в познании мира. В возрасте от 8–9 месяцев до 2 лет нехватка свободы (детям не разрешают ползать по полу) особенно сильно сказывается на развитии.

Играпредставляетсобойнаборквадратныхрамок-пластинок размером 100x100 мм, толщиною 1,5–2 мм. В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой-вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета (рис. 10).

Рис. 10

10.0pt">Набор состоит из следующих фигур:

1. Круг (диаметр 50 мм).

2. Квадрат (сторона 40 мм).

3. Треугольник равносторонний (сторона 50 мм).

4. Эллипс (диаметры 70 и 40 мм).

5. Прямоугольник (стороны 60 и 40 мм).

6. Ромб (сторона 40 мм и острый угол 60°).

7. Трапеция (основания 60 и 40 мм, высота 40 мм).

8. Четырехугольник неправильный (стороны 65 и 35 мм, один прямой угол).

9. Параллелограмм (со сторонами 50 и 42 мм, острый угол 75°).

10. Треугольник равнобедренный (стороны 65 мм, основание 40 мм).

11. Шестиугольник правильный (сторона 30 мм).

12. Звезда пятиконечная (диаметр описанной окружности 65 мм).

13. Треугольник прямоугольный равнобедренный (катеты 60 мм).

14. Пятиугольникправильный(диаметрописаннойокружности 10.0pt">60 мм mso-bidi-font-size:10.0pt">).

15. Шестиугольник неправильной формы (стороны 30 мм, два противоположных угла 90°).

16. Треугольник разносторонний (стороны 40, 60, 80 мм).

10.0pt"> Как изготовить рамки и вкладыши

Листы цветной бумаги разделите на квадраты 100x100 мм и в центре каждого аккуратно начертите в натуральную величину по одной из 16 геометрических фигур. Затем тщательно наклейте листы на плотный картон толщиной 1,5–2 мм и высушите под прессом или под доской с грузом 20–30 кг. Когда клей высохнет, разрежьте листы на квадраты и каждый квадрат прорежьте аккуратно по контуру фигуры (вырежьте вкладыши). Делать это удобно острым перочинным ножом на доске. Чем тоньше лезвие ножа, тем аккуратнее получается фигура. Края отверстия в картонном квадрате и края вырезанной фигуры зачистите так, чтобы фигура легко входила в отверстие рамки и полностью закрывала его. Чтобы малыш мог вставлять и вынимать фигуры-вкладыши, к ним надо прикрепить маленькие рукоятки-выступы.

Рамки и вкладыши из пластмассы были бы несравненно удобнее картонных и дольше бы служили, но, пока их нет, приходится пользоваться материалом, легко обрабатываемым в домашних условиях.

Длярамокивкладышейнужнакоробкаскрышкойразмером 200x105 мм, высотой 40-60 мм, в зависимости от толщины картона для рамок.

Чтобы края отверстий в рамках были тверже, и по ним легче скользил карандаш, рамки можно покрасить светлой масляной краской или нитрокраской, или покрыть бесцветным лаком. При этом можно сделать одинаковыми по цвету лицевую и оборотную стороны рамки. Это имеет особый смысл: несимметричные фигуры-вкладыши входят в отверстия рамок только с одной стороны. Малыши бывают очень удивлены, когда и отверстие в рамке, и вкладыш как будто одинаковой формы, а отверстие закрыть не удается. Надо всего-навсего перевернуть рамку на другую сторону, но как это трудно сделать малышу. Проходит не один день, пока ребенок сумеет открыть этот “секрет”. Но сколько радости, что непокорные вкладыши вдруг плотно входят в отверстия! Вкладыши надо окрасить в другой цвет.

Номера на вкладышах можно не ставить, а на рамках их следует обязательно сохранить. Когда малыш начнет усваивать цифры, эта нумерациярамокпозволитемураскладыватьихвопределенном порядке.

10.0pt"> Задания к игре

Рамку с вкладышами с самого начала называют по форме отверстия в ней (круг, квадрат, треугольник и т. д.). В зависимости от возраста малыша и уровня его развития подбираются задания и количество рамок. Вначале подбирают задания полегче, а потом все труднее и труднее, пока не добираются до “потолка возможностей” малыша, чтобы дать ему напряжение в полную меру сил. К сожалению, здесь нет такой постепенной “лесенки” заданий, как в игре “Сложи узор”, и задания надо подбирать самому папе или маме, пользуясь умением “чувствовать возможности” малыша. Потому сначала лучше всего родителям познакомиться со всеми заданиями, выполнить некоторые из них, чтобы почувствовать их сложность, а потом уже предложить их малышу.

10.0pt">1. Найди вкладыши к рамкам и вставь их. Это самое любимое задание у детей. Они его повторяют бесчисленное количество раз: и когда они совсем еще малы, и когда станут постарше. Видимо, есть в этом процессе отыскивания что-то притягательное. Увлекает, может быть, сам процесс сравнивания, поиска, всегда интересный для малыша. Поэтому не запрещайте ребенку выполнять это задание.

Ребенку 1,5–2 лет не предлагайте сразу все 16 рамок, ему следует дать только 4–5 рамок и вкладыши к ним. Рамки можно назвать окошками в волшебном доме, где живет добрая фея, а вкладыши – ставнями, которыми фея и закрывает свои окошки на ночь плотно-плотно, чтобы “комар не пролетел через окошки в дом. А когда наступает утро и фея хочет увидеть доброе солнышко, она спешит открыть ставни своих окошек и впустить теплые, светлые лучи”.

Главное, с первых встреч с игрой малыш должен понять задачу – плотно закрывать отверстия вкладышами, т. е. находить отверстие точно такой же формы, что и вкладыш, и поворачивать его до совпадения, до точного совмещения.

Для детей более старшего возраста это же задание можно дать как задачу: “сложить 4-этажный дом с 4 окошками на каждом этаже”. Здесь само раскладывание рамок на столе или на коврике в 4 ряда по 4 рамки в каждом является заданием для малыша, сборка и укладка их в коробку после игры – тоже, поэтому не надо делать это взрослому, пусть делает сам малыш.

Если есть несколько комплектов игры и задание уже всем знакомо, можно устроить соревнование: кто быстрее сумеет вставить все вкладыши в рамки, например: “Гроза приближается – надо окна закрыть! Кто быстрее?” В этом случае развивается и умение рационально организовывать свою работу. Ведь малыш может достать одну рамку и перебрать все вкладыши, пока найдет тот, что нужен, потом вторую и т. д. Но может сначала разложить на столе все рамки, а потом брать вкладыши по одному и отыскивать среди рамок ту, которая необходима. У 3-летнего малыша на закрывание всех 16 отверстий может уходить 5–8 минут, а 6–7-летний дошкольник может это делать уже за 1,5–2 минуты. Мы поэтому изредка (раз в полгода, в год) проводим “контрольные проверки” на быстроту выполнения задания № 1 и результаты записываем или в дневник малыша, или в тетрадь достижений.

10.0pt">2. Обведи контур фигуры. mso-bidi-font-size:10.0pt"> Сначала лучше обводить контур по рамке, это намного легче, чем по вкладышу. А из фигур легче всего обводить круг и эллипс, очень трудно – звездочку.

Пусть малыш на чистый лист бумаги положит рамку “круг” и попробует обвести контур цветным карандашом. Не спешите сказать и показать, что рамку надо плотно прижимать к бумаге. Пусть малыш посмотрит и догадается, почему у других ребят или взрослых рисунки получаются четкие и правильные, а у него – нет.

– Тут есть секрет. Если ты его узнаешь, то и у тебя будет хорошо получаться круг. – Таким замечанием можно настроить малыша на поиск этого секрета.

Еще удачнее получается игра, если перед этим малыш рисовал от руки солнышко, а оно не получалось круглое. И теперь по рамке солнышко вдруг так “закруглится”, так пригладится, что малыш, конечно, будет доволен.

Ребенку сравнительно трудно правильно нарисовать квадрат, треугольник или вообще какую-нибудь фигуру, а с помощью рамок они вдруг станут выходить идеально правильными.

Это задание можно усложнить: Сделай на одном листе ровно 3 (можно 4, 5, 6 и т. д.) кружка (“печем блины”) или ромба (“делаем клумбы”), т. е. дать задание, связанное со счетом нарисованных фигур. Нарисуй все эллипсы в рядок (“огурцы на полке”) или равнобедренные треугольники в колонку (“елочка выросла”), причем можно еще предлагать второе условие: “так, чтобы они не касались друг друга” или, наоборот, “чтобы они зацепились друг за друга” (“цепочка”).

Кто нарисует больше фигур на одной странице, но так, чтобы они касались (не касались) друг друга. Это “портняжное” задание – как из одного куска материи выкроить больше заготовок или как сделать, чтобы меньше осталось обрезков? Тут тоже есть варианты: можно фигуру задать заранее (кто больше нарисует кружков?), а можно предложить выбрать (какую фигуру взять лучше, чтобы на этом листе поместилось как можно больше фигур?).

Такое задание пригодится и для дела, если вы готовите украшения для елки из цветной бумаги и, нарисовав на ней кружки, ромбы или звездочки, вырезаете их ножницами.

10.0pt">3. Обведи вкладыши. mso-bidi-font-size:10.0pt">Обводить вкладыши карандашом намного труднее, чем рамки. Карандаш легко “отъезжает” от вкладыша, особеннонауглахфигуры.Получаются“хвостики”,которыепортят сразу вид контура. Видимо, из-за этого малыши, уже умеющие делать контуры по вкладышам, обычно предпочитают рамки. Бороться с этим не следует, но, чтобы укрепить руку ребенка и развить его внимательность, надо научить его делать контуры и по вкладышам. Можноитутприменитьигровуюситуацию:дозориз5человек идет по крепостной стене, стена узкая, легко упасть. Сорвался карандаш – дозор лишился одного солдата. Сколько солдат доберется до конца?

10.0pt">4. Раскрась фигуры цветным карандашом. Чаще всего это задание выполняется одновременно со вторым. После того как малыш нарисует несколько контуров фигур по рамке или вкладышу, ему можно дать задачу закрасить их цветными карандашами. Основная трудность закрашивания в том, что малышам трудно не выходить за контур, водить карандаш от линии до линии. Но здесь есть опять спасительный “секрет”, узнав который малыш станет делать контур с четкими границами. Он состоит в том, что поверхность фигуры сначала закрашивают вблизи контура штрихами, параллельными линиями контура. Сам контур становится широким, в 3–4 мм, и тогда внутреннюю часть можно закрашивать уже смело. Не спешите “передать секрет”, малыш сначала должен увидеть разницу в окраске, когда она сделана знающим “секрет” и им самим, он должен оценить эту разницу и тогда найти способ делать так же. Если этот “секрет” ребенок откроет сам, тогда он приобретет для него особую ценность и запомнится на всю жизнь.

Цвет окраски лучше подбирать соответственно тому предмету, который изображает контур. Если это солнышко, то оно будет желтым, оранжевым или красным, если арбуз, то зеленым или полосатым, а если это воздушный шарик, то любым. Хорошо, когда малыш сам выбирает цвет. У него свои планы, о которых взрослые не всегда могут догадаться, и поэтому свои решения.

– Что это у тебя будет? – можно спросить у него. – Как ты хочешь покрасить?

Одобряйте и деликатно подавайте новые идеи. Чем больше малыш в игре проявляет собственной инициативы, тем это лучше во всех отношениях: больше возможностей для развития творческих способностей самого малыша и лучше для старших – им не надо быть постоянными поводырями и двигателями, не надо все время “тянуть”, не надо искать, чем занять малыша. Игры как раз и представляют собою средство, с помощью которого можно значительно поднять самостоятельность и инициативу самих малышей.

Кроме сплошной штриховки фигур, можете пробовать иногда и штриховку в виде сетки параллельных линий различной густоты, идущих в одном случае горизонтально, в другом – вертикально, в третьем – наклонно. Можно сделать даже двойную штриховку, так что фигура окажется покрытой квадратиками или ромбиками.

Все эти виды штриховки – великолепная подготовка малыша к овладению письмом, где требуется движение обязательно “от линейки до линейки”, определенный наклон линии, точное соблюдение формы букв, т. е. совершенное владение карандашом и ручкой. А здесь малыш занимается интересной игрой, совершенно не подозревая, какие нужные качества он приобретает к школе.

5. Сделай фигуру с двойным контуром. Покажите малышу образец фигуры с двойным контуром; например, эллипс – синий контур, а внутри равномерно отстоящий от него красный контур (просвет 2–3 мм).

– Как это делают два эллипса? – удивитесь вы. – Снаружи синий, а внутри красный? Давай попробуем сделать такой же!

И начните с малышом совместные пробы. Не спешите знакомить ребенка со способами, которые даны в книге. Еще лучше, если малыш сумеет сам изобрести хотя бы один способ. А способов есть несколько. Наиболее простой – 1-й контур сделать по рамке, а второй от руки, на глаз, не торопясь и выдерживая постоянную величину просвета между контурами. Но по качеству 2-й контур будет уступать

1-му. Если контур состоит из отрезков прямых линий, то можно 2-й контур сделать с помощью линейки.

Можно, сделав 1-й контур по рамке и сняв ее, накрыть контур вкладышем и обвести его. Тогда 2-й контур может выйти таким же, как и 1-й, но тут трудно добиться точного совмещения, чтобы они не оказались сдвинутыми в одну сторону или повернутыми друг относительно друга.

Старшие дети пробуют, и не без успеха, делать 2-й контур двумя плотно прижатыми или даже связанными ниткой карандашами. Но просвет между контурами здесь получается большой – в толщину карандаша.

И, наконец, изобретательные головы применяют маленькую шайбу диаметром 5–6 мм и толщиной 1–2 мм. Тогда оба контура делают по рамке, но 1-й карандашом, как обычно, а 2-й вставив острие карандаша в отверстие шайбы. Видимо, возможны и другие способы.

Если на бумаге есть 2 контура, то можно заштриховать просвет между этими контурами, делая фигуру как бы с жирным контуром. Можно делать и больше 2 контуров в одной фигуре и карандашами разных цветов, например, в последовательности цветов радуги и т. п.

10.0pt">6. Сделай орнамент из фигур. mso-bidi-font-size:10.0pt"> Орнаменты (украшения, обычно из повторяющихся элементов) можно делать как из одинаковых, так и из разных фигур, как с одним, так и с двойным контуром, располагая фигуры в линейку веером, цветком, накладывая их частично друг на друга или располагая отдельно. Здесь широкий простор для фантазии, но надо показать несколько образцов, например, детские рисунки (рис. 12).

Рис. 12

10.0pt">7. Узнай фигуру на ощупь. mso-bidi-font-size:10.0pt"> Малышу завязывают глаза, как при игре в жмурки, и дают стопочкой рамки, названия которых он уже знает. Ребенок на ощупь определяет фигуру и говорит, как она называется.

–Правильно!–одобрительновстречают“зрячие”узнавание фигуры, и малыш откладывает фигуру вправо. Если он ошибся, то совсем иным, печальным голосом говорят “налево”, и малыш кладет ее слева (“направо” и “налево” считать с точки зрения малыша). Если малыш не один, то можно играть, “кто больше узнает фигур на ощупь”, “кто скорее их узнает” (если знают уже названия всех рамок). В этой игре хорошо развивается осязание, необходимое в работе с фотоматериалами при ориентировке в темноте и в некоторых других случаях.

Можно узнавать на ощупь и вкладыши.

8. Вставь вкладыши в рамки на ощупь. Это вариант 1-го задания, исполнение его вслепую. Задавать его можно после того, как малыши узнают названия фигур и станут легко выполнять все 1-е задание. Но тут надо соблюдать чувство меры и задавать столько фигур, сколько малыш в состоянии сделать с интересом и удовольствием. Здесь может помочь сказка о злом крокодиле, который проглотил солнышко, и на земле от этого стало темно-темно. Что тогда оставалось делать всем животным, птицам, людям? Всем пришлось все делать в темноте, как с завязанными глазами, и даже в свои дома пробираться на ощупь. В первый раз можно дать только 2–3 рамки и вкладыши к ним, а затем увеличивать их число, пока дети на ощупь не смогут найти все 16 вкладышей к 16 рамкам.

Выполнять само задание можно в таком порядке: первому из малышей, кто говорит: “А я не боюсь темноты и даже в темноте могу вставлять вкладыши в рамки!” – завязывают глаза, усаживают на пол или на коврик и в руки дают коробочку с двумя, тремя или... даже всеми рамками и соответствующими вкладышами, когда уже чувствуете, что ребенок одолеет задание. Малыш достает из коробки одну рамку, узнает на ощупь ее форму и, поднимая, показывает всем: “Это кружок!” Затем, держа рамку в левой руке, правой ощупывает вкладыш в коробке и, найдя кружок, вставляет его в рамку и откладывает их в сторону или кладет перед собой так, чтобы потом положить рядом 2-ю рамку с вкладышем, затем 3-ю и т. д. Составить такую “дорожку” из рамок со вставленными вкладышами – тоже хорошее задание малышу.

9.Разложирамкии вкладышипо“сортам”. Заданиеэтонебольшое инесложное,нопредлагатьегоможнодетям, которыехорошосчитают до 10 и знают, что такое угол и треугольники, шестиугольники.“Сорт” здесьопределяетсячисломугловвфигуре.Например, в один ряд надо положитьвсерамки-треугольники,ниже, во2-й – четырехугольники, в 3й – пятиугольники, в 4-й –шестиугольники,в5-й – многоугольники, в 6-й те фигуры, которые не имеют углов.

Когда рамки будут разложены, то же проделывают со вкладышами, но их складывают или рядом с рамками, или тоже выстраивают в ряды, но в другом месте. А теперь можно посчитать: сколько рамок-треугольников? сколько четырехугольников? и т. д. Каких рамок больше? Каких рамок меньше всех?

Это задание на классификацию фигур дает малышу представление о возможности такого подхода, о выделении такого признака для классификации, приведения в систему как будто бы разрозненных элементов, очень разных фигур. Задание на классификацию будет встречаться и в других играх, и у некоторых малышей создает даже подобие “системного подхода”, стремление расположить предметы по какому-то порядку: матрешки – по росту, части квадратов– по цвету, карточки – по числу точек на них, кубики – по числу красныхилисинихгранейнакаждом,пластиныметаллического “конструктора” – по числу отверстий в них и т. д.