Глава 3. Психология познавательных процессов

2. Закономерности памяти

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то действовавших на наши органы чувств. Представления воображения - это представление о предметах, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, но эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то - значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.

С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные во времени или в пространстве. Такая ассоциация по смежности образуется, например, при заучивании алфавита: при назывании буквы вспоминается следующая за ней. Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое.

Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления.

Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации - ассоциации по смыслу; в них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти связи, ассоциации по смыслу, являются основой наших знаний.

Для образования временной связи требуется повторное совпадение двух раздражителей во времени, для образования ассоциации требуется повторение. Но одних повторений мало. Иногда многие повторения не дают результатов, а иногда, наоборот, связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование временной связи.

Более важным условием для образования ассоциации является деловое подкрепление, т.е. включение того, что требуется запомнить, в действия учащихся, применение ими знаний в самом процессе усвоения.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение , узнавание и воспроизведение .

Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.
сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

Виды памяти:

Нарушение непосредственной памяти, или «корсаковский синдром», проявляется в том, что нарушена память на текущие события, человек забывает, что он только что сделал, сказал, увидел, поэтому накопление нового опыта и знаний становится невозможным, хотя прежние знания могут сохраняться.

Могут наблюдаться нарушения динамики мнестической деятельности (Б.В. Зейгарник): человек то хорошо запоминает, но спустя короткое время не может это сделать, например, человек заучивает 10 слов. И после 3-го предъявления - запомнил 6 слов, а после пятого - уже может сказать лишь 3 слова, после шестого - опять 6 слов, т.е. происходят колебания мнестической деятельности. Указанное нарушение памяти часто наблюдается у больных с сосудистыми заболеваниями мозга, а также после травмы мозга, после интоксикаций как проявление общей умственной истощаемости. Достаточно часто встречаются забывчивость, неточность усвоения информации, забывание намерений как следствие эмоциональной неустойчивости человека.

Выделяют также нарушения опосредованной памяти, когда опосредованные способы запоминания, например рисунки, символы, связанные с некоей информацией, не помогают, а затрудняют работу памяти, т.е. подсказки не помогают в этом случае, а мешают.

Если при полноценном функционировании памяти наблюдается «эффект Зейгарник », т.е. незавершенные действия запоминаются лучше, то при многих нарушениях памяти происходит и нарушение мотивационных компонентов памяти, т.е. незавершенные действия забываются.

Интересны факты обманов памяти, имеющих обычно форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний (конфибуляции) и искажений памяти. Обусловлены они обычно сильными желаниями, неудовлетворенными потребностями и влечениями. Простейший случай: ребенку дают конфету, он ее быстро съедает, а затем «забывает» об этом и совершенно искренне доказывает, что он ничего не получал. Переубедить его (как и многих взрослых) в подобных случаях практически не удается. Память легко становится рабой человеческих страстей, предубеждений и влечений. Именно поэтому непредвзятые, объективные воспоминания о прошлом - большая редкость. Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал в действительности, и то, о чем он слышал или читал. При многократном повторении таких воспоминаний происходит их полная персонификация, т.е. человек совершенно естественно и органично считает своими чужие мысли, идеи, которые он иногда сам и отвергал, вспоминает о деталях событий, в которых никогда не участвовал. Это показывает, насколько память тесно связана с воображением, фантазией и с тем, что иногда называют психологической реальностью.

Оказалось, что большую роль в закреплении информации играют те же подкорковые области (прежде всего лим-бическая система), которые ответственны за аффективную и мотивационную активацию психики.

Было установлено, что повреждения затылочных долей мозга вызывает нарушение зрения, лобных долей - эмоций, разрушение левого полушария негативно влияет на речь и т.п. Но, ко всеобщему удивлению, до самого последнего времени приходилось констатировать тот факт, что не только животные, но и люди могут переносить обширные повреждения мозга без явных нарушений памяти. Единственно обнаруженная закономерность носила самый общий характер: чем обширнее повреждения мозга, тем серьезнее его последствия для памяти. Это положение называется законом действия массы: память разрушается пропорционально весу разрушенной мозговой ткани. Даже удаление 20% мозга (при хирургических операциях) не приводит к утрате памяти. Поэтому возникли сомнения в существовании локализованного центра памяти, ряд психологов однозначно утверждали, что органом памяти следует считать весь мозг.

При прямом воздействии на некоторые участки мозга в сознании могут всплывать сложные цепи воспоминаний, т.е. человек вдруг вспоминает то, что давно забыл, и легко продолжает помнить «забытое» после операции. Во-вторых, был найден если не центр памяти, то, во всяком случае, участок, регулирующий перевод данных из кратковременной памяти в долговременную, без чего запоминание вновь поступившей новой информации невозможно. Этот центр называется «гиппокамп» и расположен в височной доле мозга. После двустороннего удаления гиппокампа больные сохраняли память о том, что было до операции, но запоминание новых данных не наблюдалось.

На процессы памяти пытаются воздействовать также фармакологическими и физическими факторами. Многие ученые считают, что поиски в области управления памятью должны быть направлены на создание биологически активных соединений, избирательно влияющих на процессы обучения (скажем, кофеин, биогенные амины), кратковременную или долговременную память (вещества, тормозящие синтез ДНК и РНК, влияющие на обмен белков и др.), на создание и формирование энграмм - веществ, влияющих на изменение белков клетки (от протоплазмы до сомы).

Сейчас изучение фармакологических средств, влияющих на память, идет стремительно. Установлено, что давным-давно известные гормоны гипофиза могут служить стимуляторами памяти. «Короткие» цепочки из аминокислот - пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин значительно улучшают кратковременную и долговременную память.

Согласно гипотезе о физической структуре памяти, в основе феномена памяти лежит пространственно-временной паттерн биоэлектрической активности нервных популяций - дискретной и электротонической. Поэтому для управления памятью более адекватно воздействие на мозг и его подсистемы электрическими, электромагнитными факторами. Успеха можно добиться путем влияния на мозг различными физическими факторами - электрическими и акустическими.

Все это говорит о реальной возможности управления памятью.

Память можно развивать, тренировать, значительно улучшать, повышать ее продуктивность. Продуктивность памяти складывается из параметров: объем, быстрота, точность, длительность, готовность к запоминанию и воспроизведению. На продуктивность памяти влияют субъективные и объективные причины. К субъективным причинам относятся: интерес человека к информации, выбранный тип запоминания, применяемые приемы запоминания, врожденные способности , состояние организма, предшествующий опыт, установка человека. К объективным факторам, влияющим а продуктивность памяти относятся: характер материала, оличество материала, наглядность материала, его ритмичность, осмысленность и понятность, его связность и осо-енности обстановки, в которой происходит заучивание.

Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Возможна ли разумная деятельность без внимания ? Какие виды и качества внимания проявляются у человека?
  2. Что нужно практически сделать, чтобы предупредить забывание важного материала? Какие факторы влияют на забывание?
  3. Чем отличается оперативная память от кратковременной? Какие виды и процессы памяти у вас наиболее эффективны?
  4. Что такое мнемонические приемы?
  5. Как проявляются расстройства памяти?
  6. Почему память занимает центральное место в познавательной деятельности?
  7. Какие существуют методы воздействия на память человека?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980
  2. Вейн A.M., Каменецкая Б.И. Память человека. М., 1973
  3. Аткинсон Р. Память и уход за ней. Орел, 1992
  4. Андреев О.А, Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. Екатеринбург, 1992
  5. Баскакова И.Л. внимание дошкольника, методы развития. М., 1993
  6. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти. М., 1980
  7. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1994
  8. Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1990
  9. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993
  10. Матюгин И.Ю., Чаекаберъя Е. И. Развитие образной памяти. М., 1993
  11. Норманд Д. Память и научение. М., 1985
  12. Постовит В.А. Память. СПб., 1993
  13. Шабанов П.Д., Бородкин Ю.С. Нарушения памяти и их коррекция. Л., 1989
  14. Развитие памяти. Рига, 1991

Непроизво́льная па́мять – память, которая не регулируется определённой программой и целью. Запоминание происходит без волевых усилий со стороны субъекта, и субъект не применяет какие-либо опосредованные механизмы и техники запоминания. Человек непроизвольно запоминает, а, тем более, может воспроизвести далеко не всё подряд, что с ним происходит, а только какие-то отдельные части. Существуют причины для того, чтобы запоминать одну информацию и не запоминать другую. Забывание определённой информации, запомненной в результате проявления непроизвольной памяти, также носит выборочный характер.

Непроизвольное запоминание и квазипотребность

Мы можем наблюдать закономерности непроизвольного запоминания, когда наша деятельность неожиданно для нас прерывается. Если человек поглощён решением какой-то задачи, то при прерывании ᴇᴦο деятельности существует большая вероятность, что эта деятельность будет непроизвольно запомнена, причём лучше, чем та деятельность, которая была завершена. Любое действие должно быть вызвано определённой потребностью человека. Действие человека вызывается некоторым напряжением, и человек стремится это действие довести до конца. Такое напряжение соответствует актуализации некоторой потребности (квазипотребности). Когда человек завершает действие, напряжение разряжается, и человек перестаёт стремиться к выполнению действия. Однако, в случае если действие не выполнено и напряжение не разряжено, то сохраняется тенденция к выполнению действия. А если тенденция сохраняется, значит, действие должно оставаться в памяти человека. Очевидно, тенденция в каком-то смысле и является одним из механизмов памяти. Именно она и препятствует забыванию действия. Таким образом, потребностное напряжение влияет на работу памяти. Этот феномен исследован Б. В. Зейгарник (незавершенное действие) и Г. В. Биренбаум (матем. Задание на отдельных листочках, их надо подписывать) в рамках теоретического направления школы К. Левина.

Непроизвольное запоминание и деятельность

Непроизвольное запоминание не определяется лишь только стимулами, воздействующими на органы чувств. Непроизвольное запоминание не есть простое запечатление действительности. Непроизвольное запоминание связано с мотивацией, с деятельностью. Содержание памяти отражает деятельность, которую человек выполнял. Это подтверждается экспериментальными исследованиями П. И. Зинченко и А. А. Смирнова. П. И. Зинченко проводил следующие эксперименты. Испытуемым предлагались 15 карточек с изображением предмета. 12 карточек можно было объединить в 4 группы. 3 карточки были различного содержания. Помимо этого, на каждой из карточек было написано какое-то число. Все числа различались. Было проведено два опыта. В первом опыте испытуемые выполняли определённую деятельность по классификации предметов, изображённых на картинках. После выполнения деятельности их просили назвать предметы и числа. Во втором опыте испытуемые наоборот, выполняли деятельность по расстановке в правильном порядке с числами. При назывании предметов и чисел было видно, что непроизвольно запоминались лучше те объекты, на которые была направлена деятельность.

Закономерности непроизвольного запоминания. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Закономерности непроизвольного запоминания." 2015, 2017-2018.

Немецкий ученый Герман Эббингауз (1850-1909) был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал.

Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания , чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь .

- Предварительное повторение материала , который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец ("эффект края ").

Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое .

- Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределени е таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.

- Редкие , странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

- Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным .

Теодюль Рибо (1839-1916), анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий - временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:

Память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;

Память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние (закон регрессии).



Один из интересных эффектов памяти, которому до сих пор не найдено удовлетворительного объяснения, называется реминисценцией . Это - улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его выучивания. Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, отчетливыми. Чаще всего реминисценция происходит на 2-3-й день после выучивания материала. Отметим, что реминисценция как явление возникает в результате наложения друг на друга по сути дела двух различных законов, один из которых характеризует забывание осмысленного, а другой - бессмысленного материала.

Можно ли улучшить свою память и научиться хорошо запоминать? Безусловно. Здоровый человек может развить свою память до такого совершенства, что без труда может запомнить необходимый материал за более короткий промежуток времени и более прочно, чем он делал это раньше. Для этого необходимо знать законы памяти и способы рационального запоминания.

Чтобы выработать те или иные способы запоминания, следует проследить за собой и установить, какой тип памяти у вас преобладает . Дело в том, что одни люди лучше запоминают прочитанное или увиденное (зрительный тип), другие обязательно должны прослушать запоминаемое (слуховой тип), третьи - записать или произнести вслух (двигательный тип).

Совершенствуя память, лучше тренировать не ту особенность, которая уже достаточно развита, а другую. Например, людям, хорошо запоминающим прочитанное, нужно одновременно приучить себя воспринимать информацию на слух. В любом материале, который вам предстоит запомнить, необходимо выделить главное и второстепенное. Повышает прочность запоминания и волевое усилие. Сознательное отношение к процессу запоминания, напряжение памяти при запоминании - важнейшие условия стойкого запечатления полученной информации.

Системы запоминания стары, как сама цивилизация. Еще древнеримские ораторы, выучивая длинные речи, сравнивали последовательность их изложения с планировкой своих домов. При этом вступительная часть речей ассоциировалась у них с входной дверью, следующая - с прихожей и т. д. Этим методом умело пользовался римский политический деятель Цицерон. Каждый раздел своей речи он связывал с определенной ситуацией в комнате, приводил ассоциации с различными предметами, находящимися в ней. Выступая в сенате, он связывал разделы своей речи с соответствующими предметами и мог часами говорить без запинки.

Немецкий ученый Герман Эббингауз вывел следующие закономерности запоминания , установленные в исследованиях, где для запоминания использовалась серия бессмысленных слов и слогов.

1. Сравнительно простые события в жизни, производящие особенно сильное впечатление на человека, запоминаются, как правило, прочно и надолго.

2. Более сложные и менее интересные события, даже если они происходят неоднократно, в памяти человека надолго не запечатлеваются.

3. При пристальном внимании к событиям достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужный момент воспроизвести это событие.

4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспринятых членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшится по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду соответствовало объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается лишь после 14–16 повторений. В случае, если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, понадобится примерно 30 повторений для получения того же результата.

6. Предварительное повторение материала, который подлежит запоминанию, экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизвести его начало и конец («эффект края»).

8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важно, являются ли они разрозненными или представляют собой логически связанные друг с другом части единого целого.

9. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в определенный период времени, например в течение нескольких часов или дней.

10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

11. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений может быть уменьшено.

12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда.

13. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Запомнившись, оно со временем может несколько видоизмениться.

В последние годы было создано много новых систем запоминания (мнемонических приемов), а также различных изобретений. Все эти системы запоминания строятся на ассоциациях - на соединении того, что вы пытаетесь удержать в памяти, с тем, что вам уже известно. Психологи говорят о необходимости использования абсурдных ассоциаций. Они считают, что важно превратить словесный образ в зрительный, при этом лучше всего запоминаются причудливые образы. Особо подчеркивается эффективность «первоначального восприятия», что означает осмысливание первого впечатления о человеке. Например, можно выбрать наиболее характерную черту лица (приплюснутый нос, родинку, раздвоенный подбородок) и затем обыграть ее в словесном изображении фамилии этого человека. В результате фамилия прочно удерживается в памяти.

Многие ученые-психологи приходят к выводу, что отсутствие интеллектуальных стимулов разрушает память в большей степени, чем возраст. Если какое-то событие обрадовало или огорчило вас, дало повод к размышлениям, оно запомнится надолго. Просмотренный фильм, спектакль, прочитанная книга уже сами по себе дают пищу для размышлений. Следует лишь заставить себя повторно вернуться к увиденному или прочитанному, стараясь восстановить все возможные детали и подробности. Частое обращение к событиям и фактам недавнего прошлого, обсуждение их с близкими и знакомыми будут способствовать закреплению их в памяти и облегчат их восстановление в будущем.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении знаний и навыков, делающая возможным их повторное использование в деятельности.

Процессы памяти:

1.Запоминание - процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, основу произвольного запоминания составляет установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. По характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти, запоминание делится на механиче­ское иосмысленное . Механическое запоминание основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения (заучивание). Осмысленное запоми­нание основано на установлении смысловых связей нового с уже известным материалом и между частями данного материала.

2.Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения чела, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

3.Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.

4.Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Виды памяти:

1. по сенсорной модальности - зрительная (визуальная), моторная (кинестетическая), звуковая (аудиальная), вкусовая, болевая;

3. по организации запоминания - эпизодическая и семантическая, на их стыке автобиографическая, включает в себя черты обоих; процедурная;

4. по временным характеристикам - долговременная, кратковременная, ультракратковременная, оперативная (в ходе выполнения и обслуживания определенной деятельности), промежуточная (обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов);

5. по физиологическим принципам - определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)

6. по наличию цели - произвольная и непроизвольная;

7. по наличию средств - опосредованная и неопосредованная;

8. по уровню развития - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Свойства памяти:

1.Точность 2.Объём 3.Скорость процессов запоминания

4.Скорость процессов воспроизведения 5.Скорость процессов забывания

Закономерности памяти:

1) Закон интереса - интересное запоминается легче.

2) Закон осмысления - чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

3) Закон установки - если чел сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

4) Закон действия - информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

5) Закон контекста - при ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.

6) Закон торможения - при изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.

7) Закон оптимальной длины ряда - длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.

8) Закон края - лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.

9) Закон повторения - лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.

10) Закон незавершённости - лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.