Основу правового регулирования института брака в современной России составляет Семейный Кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и введенный в действие с 1 марта 1996 года.

По структуре Семейный кодекс Российской Федерации состоит из восьми разделов, включающих двадцать одну главу и сто семьдесят статей.

В семейном законе выделена специальная глава 3 (ст.ст.10-15) Условия и порядок заключения брака. Наряду с СК РФ к данным правоотношениям применимы нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.

Правила применения гражданского законодательства к семейным отношениям определены в ст. 4 СК РФ, согласно которой гражданское законодательство применяется, если:

Семейные отношения не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон;

Применение норм гражданского законодательства не противоречит существу семейных отношений.

Действующий Семейный кодекс Российской Федерации не содержит определения брака. Оно дается в теории семейного права.

Понятие брака в отечественном правоведении издавна несет в себе правовое начало. Традиция связывать брак с соблюдением определенной процедуры его оформления, характерная для российского права связана с историей его развития.

Первоначально для российского правоведения характерны традиционные для восточно-христианских государств подходы к пониманию брака, где брак однозначно трактуется как оформленный в установленном порядке союз мужчины и женщины, единство особого социального содержания этого союза и его канонической формы, необходимость соблюдения которой предписана государством. Достаточно упомянуть о широко известном определении брака профессора Г.Ф.Шершеневича. Он писал: «С точки зрения юридической брак есть союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме».

Такой подход к пониманию брака был сохранен и развит в работах правоведов советского периода. Н.В.Орлова, например, определяла брак как «..добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый с соблюдением условий и порядка, предусмотренных законом, направленный на создание семьи и порождающий личные и имущественные права и обязанности супругов..». Аналогичные определения брака были сформулированы и в учебной литературе. Принятие нового Семейного кодекса РФ в принципе не изменило, да в своей основе и не могло изменить традиционных взглядов на брак как явление, единое в своей социальной сущности и правовой форме, -- «союз мужчины и женщины, влекущий за собой правовые последствия».

Однако отсутствие легального определения брака, несмотря, казалось бы, на однозначность его трактовки иногда порождает проблемы на практике. В связи с чем, отдельные исследователи предлагают дополнить ст.1 СК РФ определением брака. «Редакционное это могло бы выглядеть следующим образом: «Браком признается союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и оформленный в установленном порядке» и далее -- «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака»».

В настоящее время признается только зарегистрированный брак. Тем не менее, в настоящее время существенно возрастает количество незарегистрированных (гражданских) браков.

По данным последней переписи населения, в гражданском браке живет более шести с половиной миллионов российских граждан. То есть каждый десятый союз - это союз незарегистрированный. Причем среди тех, кому нет еще тридцати, это уже не каждый десятый, а каждый шестой союз.

В истории российского семейного законодательства был период, когда фактические брачные отношения порождали правовые последствия, аналогичные последствиям законного брака. Этого требовала ситуация, сложившаяся в обществе после революции.

Сейчас законодательство оперирует понятием «фактические брачные отношения» и данный брак не порождает правовых последствий.

Таким образом, если гражданский брак, это не семья, как решается вопрос с общим имуществом, ведь порой в таких отношениях люди состоят годами и даже десятками лет.

Здесь применяется общий принцип российского семейного законодательства: права и обязанности супругов, в том числе в отношении имущества, порождает только зарегистрированный брак. Поэтому имущество лиц, состоящих в фактических брачных отношениях, не может признаваться принадлежащим им на праве совместной собственности только на том основании, что оно нажито ими во время совместной жизни.

Приведем такой пример из судебной практики: Граждане Тимофеева и Демидов проживали совместно и вели общее хозяйство без регистрации брака несколько лет. Затем между ними возник конфликт, отношения разладились, и они стали проживать раздельно. Через некоторое время Тимофеева обратилась в суд с иском о разделе совместно нажитого имущества.

Комментируя данную ситуацию, можно сказать, что основной аргумент ст. 34 семейного кодекса РФ гласит: Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Закон определяет совместную собственность супругов как имущество, нажитое ими в период брака, имея в виду брак, заключенный в установленном законом порядке в органах загса. По общему правилу только зарегистрированный в установленном законом порядке брак порождает те права и обязанности, в том числе в отношении имущества, которые предусмотрены ст. 5 СК РФ для супругов. Фактическая семейная жизнь, даже длительная, но без соответствующей регистрации брака не создает совместной собственности на имущество. В подобных случаях может возникнуть общая долевая собственность лиц, которые общим трудом или средствами приобрели какое-то имущество. Их имущественные отношения будут регулироваться не семейным, а только гражданским законодательством. Имущество фактических супругов находится в долевой, а не в совместной собственности.

Признание имущества, приобретенного фактическими супругами, их долевой, а не совместной собственностью, разумеется, невыгодно тому, кто после прекращения совместной жизни заявляет требования об этом имуществе, причем невыгодно по целому ряду причин. Во-первых, при разделе имущества между фактическими супругами их доли определяются исходя из размера средств или труда, вложенных каждым из них в приобретение либо создание той или иной вещи, и необходимо доказать сам факт и размер этого вложения (степень участия). При этом из-за отсутствия регистрации брака труд по ведению домашнего хозяйства не учитывается в обязательном порядке, а заработная плата и иные доходы фактических супругов от трудовой, предпринимательской, интеллектуальной деятельности не являются их общим имуществом. Во-вторых, для признания имущества находящимся в общей (хотя бы долевой) собственности требуется доказать не сам факт состояния в фактических брачных отношениях, а приобретение данного конкретного имущества на средства или при трудовом участии обоих фактических супругов. Само по себе совместное проживание без регистрации брака не имеет юридического значения и не создает общности имущества.

Данные отношения регулируются нормами гражданского, а не семейного права. По этому вопросу Пленум ВС РФ разъяснил, что спор о разделе имущества лиц, проживающих семейной жизнью без регистрации брака, должен разрешаться не по правилам семейного кодекса, а по нормам Гражданского кодекса об общей собственности, если между ними не установлен иной режим этого имущества. При этом должна учитываться степень участия этих лиц средствами и личным трудом в приобретении имущества, поскольку общей совместной собственностью супругов является лишь то имущество, которое нажито ими во время брака, заключенного в установленном законом порядке.

Сложно в юридическом плане и в отношении неимущественных прав членов фактической семьи, в отношении принадлежности детей.

Когда рождается ребенок в зарегистрированном браке, то муж роженицы автоматически записывается отцом ребенка. В гражданском же браке все сложнее. Отцу ребенка нужно будет прийти лично в органы ЗАГСа и заявить, что он действительно имеет отношение к матери ребенка и ребенок это его.

Семейный кодекс регулирует личные неимущественные отношения супругов. Отношения фактических супругов, законом не урегулированы.

Таким образом, с юридической точки зрения, гражданский брак- форма организации семьи, не урегулированная правом. В данном случае, фактические супруги не могу рассчитывать на закон в прямом и полном смысле этого слова.

Говоря о регистрации брака, необходимо выделить еще один ключевой нормативный акт, регулирующий порядок государственной регистрации заключения брака - Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

В отдельных случаях условия и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются по законодательству иностранного государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства вправе вступать на территории РФ в брак по собственному усмотрению как с гражданами своего, так и другого государства, в том числе и с гражданами РФ. Закон не предусматривает каких-либо препятствий для граждан к вступлению в брак на территории РФ по национальному или расовому признаку. Способность лица к вступлению в брак определяется законодательством государства, гражданином которого данное лицо является.

Вместе с тем при этом следует учитывать особенности национального законодательства государства, гражданином которого является лицо, вступающее в брак, предусматривающего иные, чем в Российской Федерации, условия вступления в брак или даже не исключающего возможности многоженства (полигамии).

В этой связи для защиты законных прав и интересов граждан РФ существенное значение имеют положения СЧК РФ об условиях, форме и порядке заключения браков с иностранными гражданами на территории РФ.

Статья 156 СК РФ закрепляет, что «.. форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации.

2. Условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований статьи 14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.

3. Если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство Российской Федерации, к условиям заключения брака применяется законодательство Российской Федерации. При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств.

4. Условия заключения брака лицом без гражданства на территории Российской Федерации определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства…».

Таким образом, условия заключения браков с иностранными гражданами на территории России определяются, в отличие от ранее действовавшего законодательства, для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является. Например, при заключении брака российской гражданки с гражданином Бельгии в отношении последнего должны быть соблюдены требования бельгийского законодательства о брачном возрасте, необходимости согласия на вступление в брак, препятствиях к браку, а в отношении российской гражданки - требования Семейного кодекса РФ.

На основании изложенного, можно сделать следующие выводы: брак - это санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям. Исторически брак прошел длительный многовековой путь развития и смены одних его форм другими.

В настоящее время институт брака регулируется в основном нормами Семейного Кодекса Российской Федерации и Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Семья представляет собой сложное социальное образование, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования, членов семьи.

С институтом семьи тесно связан общественный институт – институт брака. В юридическом смысле брак представляет собой юридически оформленный добровольный и свободный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.

Брачно-семейные отношения в Российской Федерации регулируются , основным источником семейного права является Семейный кодекс РФ.

В соответствии с законодательством о семье в Российской Федерации признается только светский брак, то есть брак юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния, в то же время Семейным кодексом РФ признается правовая сила браков, совершенных российскими гражданами по религиозным обрядам, если таковые имели место на оккупированных территориях СССР в период Великой Отечественной войны, то есть в тот период, когда на этих территориях не действовали органы записи актов гражданского состояния.

Брак может быть заключен только при соблюдении брачующимися ряда условий, установленных законом, различают две группы таких условий, к первой группе относят позитивные условия, наличие которых обязательно для заключения брака:

  1. Взаимное добровольное согласие вступающих в брак;
  2. Достижение брачного возраста, то есть 18 лет, при наличии уважительных причин по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет;

Семейный кодекс предусматривает возможность вступления в брак и в более раннем возрасте, это допускается в виде исключения с учетом особых обстоятельств, если законами субъектов РФ установлены порядок и условия заключения таких браков.

Вторую группу составляют негативные условия, то есть обстоятельства, препятствующие заключению брака, к негативным относят следующие условия:

  1. Состояние в другом зарегистрированном браке хотя бы одного из лиц, вступающих в брак;
  2. Наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак;

    Близкими родственниками признаются: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), а также родные братья и сестры, причем это родство может быть как полным, так и неполным (когда сестра и брат имеют только общую мать или отца)

  3. Наличие отношений усыновления или удочерения между лицами, желающими вступить в брак;
  4. Признание судом недееспособности хотя бы одного из врачующихся вследствие психического расстройства;

Для заключения брака лицами, вступающими в брак, подается совместное письменное заявление в органы актов гражданского состояния, в котором они подтверждают взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления, однако законом предусмотрено, что при наличии уважительных причин месячный срок может быть сокращен или увеличен (в последнем случае — не более чем на 1 месяц), а при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и д.р.) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Решение о сокращении или увеличении срока заключения брака принимается органом записи актов гражданского состояния, брак заключается при личном присутствии вступающих в брак.

Государственная регистрация брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак.

Семейное законодательство устанавливает ряд оснований, при наличии которых брак может быть признан недействительным, к их числу относятся:

  1. Несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения;
  2. Сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ инфекции;
  3. Заключение фиктивного брака, то есть такого брака, в который супруги или один из них вступили без намерения создать семью;

Брак признается недействительным со дня его заключения, однако если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению, то суд может признать брак действительным.

От оснований признания брака недействительным следует отличать основания прекращения брака, последними, согласно Семейному кодексу РФ, являются смерть или объявление одного из супругов умершим, а также расторжение брака в установленном законом порядке.

Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния или в судебном порядке.

В органах записи актов гражданского состояния расторжение брака производится в следующих случаях:

  1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;
  2. По заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет;

Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей.

Во всех случаях расторжение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.

В случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом.

В судебном порядке расторжение брака производится в следующих случаях:

  1. При наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев;
  2. При отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;
  3. Если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения, например, отказывается подать соответствующее заявление;

Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка).

Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны, при этом суд вправе принимать меры по примирению супругов.

Для такого примирения судом назначается срок в пределах 3 месяцев, и разбирательство дела на это время откладывается, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (или один из них) настаивают на расторжении брака, то суд принимает решение о расторжении брака.

При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.

При рассмотрении дола о расторжении брака суд решает вопросы о том, с кем из родителей после развода будут проживать несовершеннолетние дети, с кого из родителей и в каких размерах взыскивать алименты на детей, а также о разделе имущества, находящегося в общей собственности супругов.

По всем этим вопросам супруги могут сами заключить соглашение и представить его на рассмотрение суда.

Расторжение брака судом производится по истечении месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака.

Брак считается прекращенным:

  1. В случае его расторжения в органах загса – со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния;
  2. В случае расторжения брака в судебном порядке – в день вступления решения суда в законную силу, однако и в этом случае государственная регистрация расторжения брака необходима;

Супруги не вправе вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния.

Семейное законодательство РФ регулирует форму заключения брака (ст. 10 СК РФ). В теории семейного права форма заключения брака (далее - форма брака) рассматривается как установленный способ его заключения. Термин «форма» произошел от латинского forma - вид, образ, устройство Российская социологическая энциклопедия/ Под общ. ред. Г.В. Осипова. - М., 1998. - С.302.; внешнее очертание, наружный вид предмета Ожегов С.И., Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2006. - С.412.. Следовательно, форма заключения брака представляет собой внешнее его выражение. Кроме того, термин «форма» означает установление (придание) чему-либо неких границ. Поэтому фактически ст. 10 СК РФ ограничивает способы заключения брака.

При заключении брака осуществляемся выражение воли лиц, вступающих в брак (ст. 1, 12 СК РФ), в связи с чем форму брака можно рассматривать как способ выражения воли лиц, желающих его заключить. Установление формы брака (способа заключения брака) также свидетельствует об ограничении форм брака (способов выражения воли лиц, желающих заключить брак).

Ввиду того что брак представляет собой правоотношение, форму брака можно рассматривать через эту категорию. По мнению О. С. Иоффе и С. С. Алексеева, правоотношение есть та форма, которую приобретают фактические отношения, будучи урегулированы нормами права Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. - М., 1961. - С.181-186.. Р.О. Халфина усматривает взаимосвязь правоотношения и нормы в том, что правоотношение представляет собой форму выражения результата действия нормы - облечение общественных отношений в форму правоотношений Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. - М., 1974. - С.54.. Так как форма брака является способом возникновения правоотношений между супругами, соблюдение формы брака выступает одним из оснований наступления соответствующих преобразований.

Можно связать с установлением исключительной компетенции государства по вопросам заключения брака (ст. 4 ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Сегодня функции регистрации заключения брака возложены на государственные органы. Исключительной компетенцией государства в рассматриваемом вопросе объясняется и тот факт, что семейное законодательство РФ не восприняло ранее существовавшие формы брака (например, церковную). Отказ от церковной формы брака обусловлен также конституционным положением об отделении в РФ церкви от государства.

Установление гражданской формы брака связано в том числе с проникновением публичного начала в частную сферу Покровский И.А. Указ. соч. - С.171., с заинтересованностью государства в этой форме как в источнике пополнения государственной казны, так как за государственную регистрацию заключения брака взимается госпошлина.

Заключение брака в гражданской форме осуществляется при участии государства в лице его органов - загсов. Впервые их привлекли к осуществлению государственной регистрации заключения брака в соответствии с декретами СНК Российской Республики от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» СУ РСФСР. - 1917. - № 11. - Ст. 160. (утратил силу) и от 19 декабря 1917 г. «О расторжении брака» СУ РСФСР. - 1917. - № 10. - Ст. 152 (утратил силу). 4 январи 1918 г. во исполнение указанных декретов Народный комиссариат юстиции и Народный комиссариат по местному самоуправлению утвердили инструкцию «Об организации отделов записей браков и рождений» СУ РСФСР. - 1918. - № 14. - Ст. 200.. Таким образом, загсы начали осуществлять государственную регистрацию браков в 1917 г., и впоследствии эта функция оставалась неизменной. Кстати, в разных странах государственную регистрацию выполняют различные органы. Например, во Франции этим занимаются мэрии.

Привлечение к участию в заключении брака государственных органов (загсов) свидетельствует, с одной стороны, о том, что заключение брака происходит при участии третьих лиц - уполномоченных государством органов власти, а с другой - об исключении иных органов из данного процесса.

Статус загсов как государственных органов обусловливает ряд особенностей их деятельности. Одна из них - право загсов оказывать платные услуги (осуществлять предпринимательскую деятельность) Покровский И.А. Указ. соч. - С.172-173..

Пунктом 3 ст. 15 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434. установлено, что государственные органы не вправе совмещать функции государственного органа с функциями субъекта предпринимательской деятельности, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Поскольку загсы являются государственными органами, для которых не предусмотрено оказание платных услуг, их осуществление не допускается. Положение п. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» не лишает государственные органы, в частности загсы, гражданско-правовой правоспособности, а лишь ограничивает ее в части осуществления ими предпринимательской деятельности.

Некоторые действия загсов также могут считаться нарушением их правоспособности. Речь идет, например, о запрете осуществления фото- и видеосъемки лицами, приглашенными врачующимися. Тем самым загсы нарушают ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции». Указанные действия загсов неправомерны и могут квалифицироваться как действия государственных органов, ограничивающие конкуренцию. Однако их нельзя рассматривать как недобросовестную конкуренцию, так как последняя представляет собой действия хозяйствующих субъектов при осуществлении предпринимательской деятельности, субъектами которой загсы не являются.

Статус загсов как государственных органов определяет необходимость уплаты госпошлины за государственную регистрацию заключения брака (ст. 10 ФЗ «Об актах гражданского состояния»). В соответствии с п. 1 ст. 333 Налогового кодекса РФ (части второй) от 05.08.2000 № 117-ФЗ Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340. (далее - НК РФ) с лиц при их обращении в государственные органы взимается сбор (госпошлина). Однако по п. 2 ст. 333 НК РФ не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения или расторжения брака, если «не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния». Получается, что госпошлина взимается за государственную услугу, которая фактически не была оказана. В связи с этим целесообразно предусмотреть в законодательстве возврат госпошлины в данном случае.

Отметим, что привлечение загсов к государственной регистрации заключения брака обусловлено, возможно, независимостью и незаинтересованностью.

Установленные причины участия загсов в государственной регистрации заключения брака свидетельствуют об обоснованности их привлечения, а также об отсутствии, необходимости передачи функций по государственной регистрации брака другим государственным органам.

Впервые регистрация брака была введена при Петре I указом Синода от 20 февраля 1724 г., в котором говорилось о необходимости метрических записей для определенных целей: «…ведать о количестве всего Российского государства, людей рождающихся, и в брачное супружество совокупляющихся, и умирающих».

Необходимость государственной регистрации заключения брака свидетельствует о том, что форма заключения брака является регистрационной. Кроме того, она письменная: о государственной регистрации брака составляется актовая запись.

Основой к пониманию природы отношений, складывающихся в процессе государственной регистрации брака, выступает концепция гражданско-правовых организационных отношений, предложенная в 60-х гг. XX в. О.А.Красавчиковым Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения// Антология уральской цивилистики. 1925-1989: сб. ст. - М., 2001. - С.156-165.. Ученый, выделяя и предмете гражданско-правового регулирования организационные отношения, писал, что они являются служебными по отношению к основным. О.А. Красавчиков характеризовал организационные отношения как социальные связи на стадии формирования правоотношения Красавчиков О.А Советское гражданское право. - Свердловск, 1976. Вып.1. - С.18..

Полагаем, что необходимость государственной регистрации брака объясняется важностью учета заключаемых браков: выполняя контрольную функцию, загсы предотвращают заключение одною брака при существовании другого не расторгнутого брака (запрещается ст. 14 СК РФ).

Более того, выражение воли посредством волеизъявления в письменной форме до минимума сокращает разночтения в содержании изъявляемого. Существование письменной формы регистрации брака обусловлено потребностью в выявлении воли сторон при заключении брака.

В соответствии с семейным законодательством гражданская форма брака является единственно возможной (ст. 10 СК РФ).

Сегодня в Российской Федерации в силу ст. 1 и 10 СК РФ ни церемония бракосочетания в церкви, ни заключение брака по обычаям не считаются формами заключения брака. Обвенчаться можно как до, так и после регистрации брака, это личное дело вступающих и брак.

Таким образом, отсутствует свобода выбора формы брака, воля посредством волеизъявления может быть выражена единственным способом. Это позволяет сделать вывод, что норма СК РФ, регулирующая форму брака, имеет императивный характер.

Представляется, что установление единственно возможной формы брака связано с исключительной компетенцией государства в этом вопросе, а также с существующей традицией.

По мнению некоторых ученых, ситуация отсутствия свободы выбора формы брака нуждается в изменении. С.А. Муратова предлагает наряду с зарегистрированными браками признавать церковные, предоставив жениху и невесте право выбора одной из форм заключения брака Муратова С.А. Семейное право. - М., 2013. - С.65.. О.Ю. Ильина, Ш.Д.Чиквашвили, Н.С. Шерстнева считают необходимым предусмотреть две процедуры: обычную (в органах загса) и «двойную» (с венчанием в церкви и последующей регистрацией в органах загса в упрощенном порядке с предоставлением свидетельства о венчании) Ильина О.Ю. Брак как новая социальная и правовая реальность изменяющейся России. - Тверь, 2005. - С.38.. Л.Д. Толстая отмечает одну из особенностей развития семейного права на Западе в последние 20 лет - признание юридических последствий фактических брачных отношений Толстая А.Д. Фактический брак: перспективы развития// Закон. - 2005. - №10. - С.21.. Постулируется также целесообразность законодательного признания так называемых фактических браков.

Отсутствие альтернативной формы брака и признания юридических последствий фактических брачных отношений предотвращает различного рода коллизии. Отметим, что попытки закрепить юридическую силу фактических брачных отношений уже предпринимались. Статья 11 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. распространяла режим общности имущества не только на зарегистрированные, но и на фактические браки. В результате возникала коллизия между правами супругов-наследников (супруга фактического и супруга, с которым был зарегистрирован брак).

Установление церковной формы брака наравне с гражданской требует разделения функций по его законной регистрации между государством и церковью. По Конституции РФ Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4 - Ст. 445. церковь отделена от государства. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4465. и конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства последнее не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. Таким образом, поскольку полномочия по государственной регистрации заключения брака не могут быть возложены на церковь, закрепление церковной формы брака наравне с гражданской невозможно.

Статья 10 СК РФ гласит, что со дня государственной регистрации заключения брака возникают права и обязанности супругов. Это положение было и в предшествующих семейно-правовых кодификациях. Подобные нормы существуют также в законодательствах иностранных государств (Германии, Франции и др.). В связи с тем, что возникновение прав и обязанностей супругов ставится в зависимость от факта государственной регистрации заключения брака, ее можно рассматривать как основание возникновения супружеских правоотношений. В теории права основания, с которыми закон связывает определенные юридические последствия, признаются юридическими фактами Красавчиков О.А. Указ. соч. - С.20. Таким образом, государственная регистрация брака - юридический факт.

О.А. Красавчиков полагал, что «государственная регистрация заключения брака является юридическим фактом наравне с такими юридическими фактами, как взаимное согласие принять на себя нрава и обязанности супругов; несостояние в другом зарегистрированном браке; отсутствие между бракующимися определенной степени родства» 35 .

По мнению В.И. Данилина и С.И. Реутова, «государственная регистрация заключения брака образует юридический состав со следующими юридическими фактами: взаимное согласие лиц па вступление в брак и достижение ими брачного возраста. М.В. Антокольская считает акт регистрации брака частью такого юридического факта, как соглашение о заключении брака» Антокольская М.В. Семейное право: учеб. - М., 2010. - С.129-130..

Согласно ст. 12, 14 СК РФ, п. 8 ст. 27 ФЗ «Об актах гражданского состояния» заключение брака осуществляется при наличии условий для заключения брака. Считаем, что государственная регистрация заключения брака представляет собой элемент юридического состава наравне с описанными О.А. Красавчиковым юридическими фактами, а также с юридическими фактами: разнополостъ лиц, которые вступают в брак, отсутствие правоотношений усыновителей и усыновленных. Для определения природы государственной регистрации заключения брака как юридического факта необходимо обратиться к принятой в теории права классификации юридических фактов. Данный юридический факт - юридическое действие, поскольку зависит от волевого поведения лиц, его совершающих. Государственная регистрация брака - действие государственного органа, а действие любого органа всегда представляет собой юридический акт. О. А. Красавчиков обозначал этот вид юридических актов как брачные Красавчиков О.А. Указ. соч. - С.22. Волевая направленность государственной регистрации заключения брака как юридического факта позволяет охарактеризовать заключение брака как действие.

Исследование юридической сущности государственной регистрации заключения брака считаем необходимым говорить о ее правовых последствиях Там же.. Соблюдение формы брака обеспечивает законченность юридического состава, правовым последствием которого является заключение брака и появление супружеских правоотношений (личных неимущественных и имущественных). Следовательно, правовое последствие государственной регистрации заключения брака (соблюдения установленной формы брака) - возникновение завершающего элемента основания супружеских правоотношений. Отсюда необходимо сделать вывод о том, что соблюдение формы брака можно исследовать как одно из оснований его легитимизации.

В юриспруденции считается, что отсутствие одного из элементов вышеописанного юридического состава приводит к омертвлению не только юридического состава в целом, но и отдельных его частей по отношению к этому составу. Соответственно невыполнение правил о государственной регистрации брака (несоблюдение формы брака) влечет отсутствие полного юридического состава, необходимого для заключения брака и, отсюда, невозникновение прав и обязанностей супругов. В данной ситуации между лицами, которые не зарегистрировали брак в описанной законом форме, не возникает брачно-семейных правоотношений.

Эти правовые последствия как юридические превентивные последствия нельзя считать ответственностью, потому что юридическим основанием ответственности является правонарушение - противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, которое причиняет вред интересам государства, общества и граждан Теория государства и права: учеб./ под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 1998. - С.408.. Если даже предположить, что сожительство лиц без регистрации брака будет рассматриваться как социально вредное явление, незаключение брака в установленной законом форме не станет правонарушением ввиду отсутствия иных элементов состава правонарушения. Нерегистрация брака - это воздерживаиие от активной реализации права Там же. - С.409..

В целом установление формы брака как таковой - обоснованное традиционное явление. Представляется, что гражданская форма брака вполне приемлема, она обеспечивает государственный контроль за соблюдением условий заключении брака (ст. 12 СК РФ), единообразное заключение брака. На наш взгляд, отсутствуют предпосылки изменения установленной СК РФ формы брака, сравнимые по масштабу с теми, которые способствовали ее предшествующей трансформации.

Итак, как было указано выше, основу правового регулирования института брака в современной России составляет Семейный Кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 марта 1996 года.

Семейный кодекс Российской Федерации состоит из восьми разделов, включающих двадцать одну главу и сто семьдесят статей. Третья глава кодекса посвящена условиям и порядку заключения брака(ст.ст.10-15).

Так же к данным правоотношениям применимы и нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 4 СК РФ, гражданское законодательство применяется к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

Действующий Семейный кодекс Российской Федерации не содержит определения брака, как уже говорилось ранее.

«Редакционное это могло бы выглядеть следующим образом: «Браком признается союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и оформленный в установленном порядке» и далее -- «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака»».

Как уже указывалось, в настоящее время признается только брак, зарегистрированный в законном порядке.

Права и обязанности супругов, в том числе в отношении имущества, порождает только зарегистрированный брак. Поэтому имущество лиц, состоящих в фактических брачных отношениях, не может признаваться принадлежащим им на праве совместной собственности только на том основании, что оно нажито ими во время совместной жизни.

Приведем такой пример из судебной практики. Граждане Тимофеева и Демидов проживали совместно и вели общее хозяйство без регистрации брака несколько лет. Затем между ними возник конфликт, и они стали проживать раздельно. Через некоторое время Тимофеева обратилась в суд с иском о разделе совместно нажитого имущества.

Комментируя данную ситуацию, можно сказать, что основной аргумент ст. 34 семейного кодекса РФ гласит: Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Закон определяет совместную собственность супругов как имущество, нажитое ими в период брака, имея в виду брак, заключенный в установленном законом порядке в органах загса.

Поэтому в рассматриваемом случае не применимы нормы семейного права.

В таких случаях может возникнуть общая долевая собственность лиц, которые общим трудом или средствами приобрели какое-либо имущество. Их имущественные отношения при этом будут регулироваться гражданским законодательством, а не семейным.

Сложности возникают так же в отношении неимущественных прав членов такой семьи, в отношении принадлежности детей.

Когда рождается ребенок в зарегистрированном браке, то муж роженицы автоматически записывается отцом ребенка. В гражданском же браке все сложнее. Отцу ребенка нужно будет прийти лично в органы Загса и заявить, это его ребенок.

Необходимо так же выделить еще один нормативный акт, регулирующий порядок государственной регистрации заключения брака -это ФЗ «Об актах гражданского состояния».

В отдельных случаях условия и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются по законодательству иностранного государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства вправе вступать на территории РФ в брак по собственному усмотрению, как с гражданами своего, так и другого государства, в том числе и с гражданами РФ. Закон не предусматривает каких-либо препятствий для граждан к вступлению в брак на территории РФ по национальному или расовому признаку. Способность лица к вступлению в брак определяется законодательством государства, гражданином которого данное лицо является.

Вместе с тем при этом надо учитывать особенности национального законодательства государства, гражданином которого является лицо, вступающее в брак.

Увеличение числа браков с иностранцами влечет за собой увеличение числа случаев разного гражданства детей и родителей.

В 1928 г. появился универсальный унифицированный источник международных норм, это Конвенция по международному частному праву - Кодекс Бустаманте.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации международные договоры России являются составной частью ее правовой системы.

В соответствии со ст. 6 Семейного кодекса Российской Федерации в случае расхождения отдельных положений семейного законодательства с правилами международного договора, в котором участвует Российская Федерация, применяются правила, установленные этим договором или международными нормами.

Среди международных договоров России, содержащих нормы, предназначенные специально для регулирования семейных отношений с иностранным элементом, наиболее значимой является заключенная в Минске в 1993 г. Конвенция стран Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее - Минская конвенция).

"Ее положения в области коллизионного семейного права, - пишет Н.И. Марышева, - без серьезных изменений были воспроизведены в подписанной 7 октября 2002 г. в Кишиневе новой Конвенции с таким же названием, призванной заменить собой Минскую конвенцию".

Положения Кишиневской конвенции похожи на положения Минской конвенции, основные изменения коснулись правовой помощи по уголовным делам, тем самым документ стал представлять собой дополненный и уточненный вариант Минской конвенции.

Относительно заключения брака ст. 26 Минской конвенции определяет, что условия заключения брака определяются для каждого из будущих супругов законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является, а для лиц без гражданства - законодательством Договаривающейся Стороны, являющейся их постоянным местом жительства.

В отношении препятствий к заключению брака должны быть соблюдены требования законодательства Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак.

Сложнее обстоит дело касательно расторжения брака.

В настоящее время Российской Федерацией заключен ряд двусторонних договоров (продолжают действовать договоры СССР) о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с Албанией, Болгарией, Польшей, Венгрией, Чехией, Словакией, Молдовой, Литвой, Эстонией, Латвией, Кыргызстаном, Вьетнамом, КНДР и ряд консульских конвенций с КНР, Кипром, Турцией, США, Кубой, Финляндией и другими государствами.

Статья 156 СК РФ гласит, что «.. форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации.

Условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований статьи 14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Если лицо, вступающее в брак, вместе с иностранным гражданством государства имеет гражданство РФ, тогда к заключению брака применяется законодательство Российской Федерации. При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств.

Условия заключения брака лицом без гражданства на территории РФ определяются законодательством государства, где оно имеет постоянное место жительства.

Таким образом, условия заключения браков с иностранными гражданами на территории России определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого они является.

Так, при заключении брака гражданки России с гражданином Франции в отношении мужчины должны быть соблюдены требования законодательства Франции, в отношении гражданки России применимы требования Семейного кодекса РФ. Сюда относятся и брачный возраст, и условия заключения брака, и препятствия к заключению брака.

На основании изложенного, можно сделать следующие выводы: брак - это форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям, регулируемая законодательством. Исторически институт брака прошел длительную эволюцию развития.

В настоящее время институт брака регулируется в основном нормами Семейного Кодекса Российской Федерации и Гражданского Кодекса Российской Федерации.