Он еще не ходит, но скоро пойдет.

Мелкая моторика

Малыш не только бросает предметы на пол, его любимое занятие теперь - складывать предметы в какую-нибудь емкость, затем доставать их оттуда и повторять эти действия снова и снова. Он уже может протянуть предмет окружающим его людям. Он самостоятельно берет в рот соску или вынимает ее изо рта и может сам пить из бутылочки.

Ритм ребенка

Питание

Ритм ребенка примерно соответствует ритму жизни взрослого человека. Малыш получает смесь (или грудное молоко) два-три раза в день.

  • Утром: грудное молоко или бутылочка смеси.
  • В обед: 6-8 ложек овощного супа с небольшим количеством растительного масла и 20-30 граммов ветчины, рыбы или мяса птицы. Животный белок - сильный окислитель, поэтому его следует вводить крайне медленно и только в обеденное время, по очереди (попробуйте один из продуктов несколько раз, а затем замените его: так вы убедитесь в том, что пища не вызывает у ребенка аллергии). Ритм: сначала раз или два раза в неделю, затем раз в три дня, затем раз в два дня.
  • Полдник: молочные продукты или смесь свежих фруктов, немного фруктового сока, печенье или подсушенный хлеб.
  • Ужин: та же пища, что и в предыдущем месяце, без животного белка, а затем грудное молоко или бутылочка смеси.

Когда малыш бодрствует

Ваш младенец переполнен энергией: перед лицом огромного мира, который нужно исследовать, ему сложно сохранять спокойствие даже на мгновение. Ему хочется ко всему прикасаться, он обожает шуметь. Однако, если вы заберете у него игрушку, он может запротестовать: теперь он уже может заявить о своих потребностях и желаниях и с удовольствием это делает!

В этом возрасте велик страх расставания с матерью. Чтобы успокоиться, малыш часто сосет большой палец или соску.

Малыш активно учится говорить, его лепет все больше и больше напоминает настоящие слова: прежде всего это «ма» и «па». Кроме того, он понимает куда большее количество слов, чем может использовать. Это прежде всего его имя, на которое он отзывается, поворачивая голову или прерывая свое занятие, чтобы увидеть, кто его зовет. Но к тому же это еще и слова, связанные с повседневной жизнью (бутылочка, купание, прогулка, баюкание). Более того, малыш начинает осознавать смысл основных слов, которые он освоит в ближайшие месяцы: прежде всего это «нет», а также некоторые простые требования - «дай», «на»... Он начинает повторять за вами некоторые жесты: если вы приветственно машете ему рукой, он делает то же самое; если вы бросаете ему мячик, он бросает его обратно; если вы ругаете его или строго на него смотрите, он начинает плакать.

Здоровье ребенка

Девятый месяц: посещение участкового педиатра

В девять месяцев рост ребенка составляет около 70см, вес - от 8 до 10 кг, окружность черепа - от 45 до 46 см.

Прежде всего врач проверяет остроту зрения и слуха малыша. Для этого он встает за спиной ребенка и использует коробочки, которые издают различные звуки. Если ребенок поворачивает голову в нужную сторону - он хорошо слышит. В противном случае, убедившись, что речь не идет о простой проблеме с согласованностью действий или о недостатке внимания, врач направит вас к детскому ЛОР-врачу.

Природные средства для укрепления иммунной системы

Начиная с самых первых месяцев жизни и на протяжении всего детства иммунной системе малыша приходится нелегко: первые столкновения с вирусами, формирующие иммунитет, прорезывание зубов, скачки роста и общее укрепление организма... Гомеопатические средства и пищевые добавки обеспечат организму ребенка равновесие, необходимое для защиты от микробов и вирусов. Еще раз напомним: если вы кормите грудью, вы можете сами принимать эти препараты (или принимать их одновременно с малышом): так они попадут в ваше молоко и придадут ему свои свойства.

Гомеопатия

«Эхинацея 4 СН» и «Силицеа 9 СН», по 1 дозе раз в неделю или в две недели в зимнее время: эти средства содержат минеральные соли, которые укрепят организм вашего ребенка. Регулярное применение пробиотиков (разработанных специально для детей) обеспечит «цельность» кишечной флоры и даст организму возможность защищаться от внешних воздействий. Кроме того, вам также помогут «иммунные сиропы» на основе растений и витаминов: эти готовые к употреблению препараты можно использовать с самых первых месяцев жизни ребенка.

Время запретов

Малыш ползает настолько активно, что готов преодолевать препятствия. Любимое занятие - пролезать, протискиваться, проползать под стульями, под кроватью, под столом, прятаться за диванами и креслами. Очень востребованы в этот период диванные подушки: на них можно сидеть, их можно поставить домиком, между ними можно пролезать. Под, над, между - вот те пространственные понятия, которые ребенок сейчас осваивает не на уровне слов, а в ощущениях.

Придя на детскую площадку, «ползунки» очень интересуются лестницами, но забраться на них еще не могут. Подсадите своего кроху, помогите ему преодолеть хотя бы первую ступеньку, потом еще одну. Дома можно сделать лестницу из диванных подушек и стимулировать малыша, положив каждый раз на следующую ступеньку какую-нибудь интересную игрушку. Ребенок с увлечением карабкается вверх, а вот спуститься пока еще не может, поэтому будьте рядом, чтобы он не испугался. Как только он устанет, просто спустите его на пол.

В этот период многие родители совершают серьезную ошибку - начинают ребенка запугивать. Конечно, соблазн велик. Малыш становится все более активным, уследить за ним сложно. И в лексиконе взрослых появляются фразы: «Не лезь. Упадешь, будешь плакать», «Не трогай, будет больно», «Не бери в рот, заболеешь». В чем ошибка?

Во-первых, человеческое восприятие устроено таким образом, что мы опускаем частичку «не». И если взрослый в состоянии этот процесс сознательно контролировать, то ребенок слышит буквально наоборот: «лезь», «тяни в рот», «трогай». Во-вторых, маленькие дети не усваивают длинные предложения, они воспринимают только конец. А что мы говорим в конце? «Упадешь», «будешь плакать», «будет больно», «заболеешь». Причем, произносится это с опаской, чтобы и через интонацию дать понять ребенку, как страшно то, что он затеял. Последите за собой. Как часто вам приходится прибегать к таким «пугалкам»? Конечно, если у вас пару раз вырвалось нечто подобное, ничего страшного не произойдет. Но если это ваша сознательная тактика, если вы именно таким способом обычно удерживаете ребенка от деятельности, вы формируете у него опасливое отношение к миру. Через какое-то время может обнаружиться, что ваш прежде шаловливый и активный малыш вдруг начал всего бояться, стал менее любопытным и активным.

«Пугалками» чаще всего увлекаются бабушки, а вот папы к ним прибегают редко. Поэтому, если вы хотите развить в ребенке познавательную активность и снизить его тревогу по отношению к окружающему миру, необходимо, чтобы как можно больше с ним занимался именно папа. Даже если муж, на ваш взгляд, не проявляет должной осторожности, иногда стоит промолчать - материнский инстинкт часто преувеличивает опасность. Например, если папа поставил малыша на третью перекладину шведской стенки, а сам стоит рядом и страхует, ничего ужасного не произойдет. Ребенок не испугается высоты, он скорее испугается вскрика мамы, которая начнет его оттуда стаскивать.

И все-таки бывают ситуации, когда ребенка действительно надо остановить. Что же делать? Вот несколько правил, которых важно придерживаться, если вы что-то запрещаете:

  • Не говорите малышу, чего ему НЕ делать. Очень часто мы слышим: «Не бегай. Не бесись. Не шуми. Не балуйся». Малыш останавливается в растерянности: «Ну хорошо, я остановился. Что дальше? Куда мне направить свою энергию?» Запрещая, старайтесь предлагать что-нибудь взамен: «Нельзя бить кошку. Давай лучше порисуем», «Слезь с горки, пойдем поиграем в песочнице».
  • Если попытки отвлечь и переключить на другую деятельность не помогают, просто запретите словами «нет», «нельзя». При этом помните, что запрет должен быть коротким и однозначным.
  • Не нужно объяснять ребенку, почему вы ему че-го-то не разрешаете. До 3-4 лет это просто бессмысленно. Мама сказала «нельзя» - этого достаточно.
  • Бывает, что один родитель что-нибудь запрещает, а другой разрешает. Такое происходит довольно часто, ведь все мы выросли в разных семьях, с разными традициями и взглядами на воспитание. Тем не менее возьмите себе за правило: если один родитель запретил или разрешил что-либо, другой в присутствии ребенка должен его поддержать. Затем, оставшись наедине, вы с мужем сможете обсудить эту ситуацию и выработать единую тактику. Но начинать спорить при ребенке - большая ошибка. Для него мама и папа должны действовать в согласии друг с другом. Подвергая сомнению слова супруга, вы роняете его авторитет в глазах ребенка. А это намного серьезнее, чем удовлетворение ваших сиюминутных требований.
  • В раннем возрасте речь родителей для малыша очень значима. Поэтому вполне достаточно сказать «нельзя» низким голосом и взять малыша за руку, чтобы он понял, что вы не шутите. И все-таки количество ваших «нельзя» должно быть ограничено, иначе они просто перестанут восприниматься всерьез. Оглядитесь и подумайте, каких «нельзя» в вашем доме можно избежать. Например, заклейте скотчем ящик, в который запрещаете залезать - вот уже минус одно «нельзя». Поставьте блокировку на краны газовой плиты - минус еще одно «нельзя». Старайтесь не злоупотреблять категорическими запретами: ситуаций, когда они нужны, не так уж много.

Развитие и воспитание

К девяти месяцам малыш уже может проследить траекторию движения движущегося объекта, и ему становится интересно устанавливать причинно-следственные связи: что будет, если упадет ложка? А если упадет чашка? Как реагирует мама, ребенок уже изучил - мама терпеливо поднимает. Может ли мама поднимать игрушки до бесконечности? Разумеется, нет. Что же делать?

Прежде всего, не раздражаться. Устали, спина болит - отвлеките малыша. Единственный прием, который здесь по-настоящему срабатывает, это переключение на другую деятельность. Но не переставайте улыбаться. Ваш малыш изучает и наблюдает, и ему важно, чтобы вы одобряли его деятельность.

Лепет малыша в этот период уже включает практически все основные звуки родной речи. Нет звука «р» - он появляется намного позже. Ребенок четко произносит «ма-ма-ма-ма-ма», «ба-ба-ба-ба-ба», «та-та-та-та-та». Причем эти сочетания звуков могут иметь отношение к самым разным предметам и действиям. Ну, например, «та-та-та-та-та» - это может быть едущая машина, «хочу танцевать», папа. Здесь важно подхватить диалог: «Ты хочешь танцевать? Танцуем-танцуем-танцуем».

Мы помним, что малыш воспринимает только последнее слово, последнюю фразу, поэтому в конце должно быть то существительное или тот глагол, которое, как вам кажется, имеет в виду ребенок.

Ребенок в девять месяцев уже реагирует на свое имя, может показывать предметы, которые мы называем.

Продолжается период подражания . Малыш с удовольствием копирует поведение взрослых. Например, папа покашливает, когда садится обедать. И ребенок, глядя на папу, тоже в какой-то момент начинает прыгать на стуле и покашливать. Как ведете себя вы, так будет вести себя и ваш ребенок. А значит... Если вы хотите, чтобы он приучался к порядку, поддерживайте дома порядок. Если вы хотите, чтобы он чистил зубы, сами не забывайте чистить зубы вместе с ним. Процесс воспитания уже идет полным ходом! В семье происходят скандалы - ребенок учится скандалить. Вы убираете свою обувь, не разбрасываете ее по коридору - ребенок будет так же ставить свои ботиночки на нужное место.

Малыш вступает в возраст противоречия . Дома и в чужой обстановке его поведение может сильно отличаться. К примеру, дома кроха весел и подвижен, любит играть, с удовольствием общается с бабушкой, когда та навещает внука. Но приехав с мамой к бабушке домой, он ведет себя совсем иначе. Те же самые действующие лица, но другая обстановка - и ребенок становится застенчивым, пугливым, цепляется за маму и ни с кем не хочет общаться. Связано это с той самой сепарационной тревогой, о которой мы уже много раз говорили.

Самая распространенная ошибка, которую допускают родители в этой ситуации, - начинают комментировать поведение ребенка: «Ой, он у нас такой стеснительный! Не обращайте внимания. Он сейчас привыкнет и расслабится». Этого делать ни в коем случае нельзя! Повторив десятки раз по разным поводам, что у вас стеснительный ребенок, вы внушите ему это, и он действительно станет стеснительным и боязливым. Дети склонны вести себя так, как говорят о них родители. И если вы не хотите, чтобы ваш малыш на всю жизнь оставался робким, скажите лучше: «Вы знаете, он у нас исследователь! Сейчас освоится немножко и всю квартиру изучит». Обращайте внимание на достоинства крохи, и он постарается не обмануть ваших ожиданий.

Ребенок продолжает изучать мир через осязание. Предложите ему поиграть в «Волшебный мешочек ». Сложите несколько предметов в непрозрачную сумочку. Теперь попросите: «А ну-ка, достань мне отсюда орешек... Теперь достань слоника». Малыш, не видя предмет, попытается определить его на ощупь. Можно чуть видоизменить игру и заменить мешочек коробкой из-под игрушек с прозрачной стенкой. Сложите в нее разные предметы, заклейте коробку скотчем, в одной из стенок сделайте отверстие для руки. Тогда малыш сможет наблюдать за своими движениями - как он перебирает игрушки, находит нужную, достает ее. Преимущество коробки в том, что маме не нужно держать ее в руках. Этой игрой ребенок может заниматься самостоятельно.

Упражнение на развитие пространственного восприятия - «Найди картинку ». Наклейте на картонку изображение какого-нибудь привлекательного существа - собачки, слона, гномика. Покажите ребенку. Теперь у него на глазах разверните картонку обратной стороной. «Куда делась собачка?» Чтобы решить задачу, малыш должен догадаться подползти к картонке с дугой стороны. Если он пока не справляется с заданием, снова поверните картонку красивой стороной, покажите, затем медленно разверните, чтобы было видно как изображение постепенно уходит. «Покажи, где лисенок. Какой красивый лисенок! Где лисенок? Ну-ка, поищи лисенка!» Если регулярно предлагать малышу такие упражнения, к году он будет знать об окружающем мире намного больше, чем его сверстники.

К девяти месяцам дифференцируется игровая деятельность. Если раньше ребенок манипулировал со всеми предметами одинаково, то теперь ложкой он стучит, мячик катает. Он уже понимает, что у предметов может быть разное предназначение.

Устройте крохе небольшой тест. Поставьте перед ним кружку донышком вверх. Малыш должен уже понимать, что это неправильное положение, и стараться перевернуть кружку. Еще один тест: на недоступном для ребенка расстоянии поставьте на салфетку ка-кой-нибудь привлекательный предмет. Поймет ли он, что нужно притянуть к себе салфетку, чтобы достать этот предмет? Если малыш не справляется с вашим заданием, покажите ему, как его выполнить, потяните за край салфетки. Так в сознание человека входит представление об использовании дополнительных объектов.

Очень важные изменения происходят в восприятии звуков. Ребенок начинает ассоциировать звуки с разными людьми. Звон кастрюль, шум пылесоса - это мама. Хлопание двери, шуршание газеты - это папа. Если вы спросите: «Где папа?» - ребенок теперь не поползет по всем комнатам, ища папу глазами, а отправится туда, откуда доносятся «папины» звуки.

Те предметы, которые сопровождают определенную деятельность, тоже начинают иметь значение. Если мама надела пальто, значит, она скоро уйдет. Нет необходимости как-то особенно готовить ребенка к тому, что вы уходите. Он уже это понял по вашим действиям. Не надо показываться ему одетой, чтобы попрощаться. Это как раз будет вызывать слезы. Пусть он лучше займется чем-нибудь интересным с тем взрослым, который с ним остается. Чем проще вы относитесь к своему уходу, тем проще отнесется к нему ребенок. Когда ему исполнится три года, взять и тихо уйти у вас уже не получится - малыш может и обидеться, что его не предупредили. Но в девять месяцев до обид еще очень далеко.

От смеха к слезам, или Когда пора прекращать игру

К девятому месяцу между ребенком и папой складывается определенный тип взаимоотношений. У многих отцов уже входит в привычку, придя с работы, повозиться с малышом. И возможна такая ситуация: папа поиграл с ребенком, отдает его маме, чтобы она его уложила, а малыш в слезы - не хочет прекращать игру. Некоторые дети после вечерних игр с папой плачут и не могут успокоиться, другие, наоборот, хохочут. Мама говорит: «Ты его разгулял, теперь не успокоить». Это действительно так. Эмоциональная регуляция у малышей еще не развита. Вечером даже взрослым людям сложнее управлять эмоциями, а уж маленьким детям тем более.

Если папе хочется активно поиграть, поваляться, подурачиться, пусть помнит, что долго выдержать такое эмоциональное напряжение ребенок не может. Признаки, по которым можно понять, что малыш устал - резкие порывистые движения, возбужденный хохот, испарина над губой, нервный румянец, вспотевшие волосы. Это сигналы к тому, что пора остановиться.

Следующая ошибка, которую делают папы, - они резко прекращают играть. А ребенок так не умеет, и снова начинаются слезы.

Игру нужно заканчивать постепенно. Сначала просто перевести ее на другой уровень. Если ребенок был индейцем, а папа лошадкой, малыш сидел у папы на спине и они гонялись по комнате, то теперь индейцам пора вести лошадей на водопой. Индеец пьет, и лошадка пьет. Или индейцы сели петь победную песню. Игра продолжается, она просто становится менее активной. И выход из нее получается очень гармоничный: сели, попили водичку, попели. Ну, вот и ночь спустилась. Пора лошадке с индейцем спать.

Мама и бабушка: когда в товарищах согласья нет

Случай из практики : «Меня очень раздражают замечания, которые отпускает свекровь в мой адрес. Причем она высказывает их не мне лично, а ребенку. В результате мой авторитет в глазах сына падает».

Справедливости ради надо сказать, что так поступают не только бабушки. Это очень типичная ситуация - взрослые критикуют друг друга, делая ребенка посредником в выяснении своих отношений. Например, бабушка идет с ребенком гулять и комментирует: «Опять тебе мама шапку неправильно надела!» Мама надевает штанишки, которые подшила ребенку бабушка: «Что это у тебя? Бабушка штанишки подшила? Только испортила!» Собственно говоря, мама не обращается к ребенку или к бабушке, она просто бурчит что-то себе под нос. Но это происходит в присутствии ребенка. И у него начинает формироваться определенное отношение к взрослым. «Опять тебя бабушка кутает, как на Северный полюс!», «Заморозил тебя папа на улице!» Кажется, ничего страшного вы не сказали. Но ребенок понимает все буквально: папа меня заморозил, папа плохой; бабушка поступает неправильно.

Давайте подумаем, почему люди так делают? Иногда это просто сброс раздражения. А бывает, что и в самом деле есть какая-то обида, которую нам по каким-то причинам сложно высказать напрямую.

Вернемся к ситуации, описанной вначале. Если бабушка позволяет себе такие высказывания в ваш адрес, может быть, она нуждается в подтверждении собственного авторитета, в том, чтобы у нее спросили, как одевать ребенка. Она хочет почувствовать свою значимость. Иногда достаточно дать человеку ощущение этой значимости, и ситуация решается сама собой.

Еще одна возможная причина - скрытая агрессия, которую человек не хочет переводить в открытый конфликт. В этом случае подумайте, почему вас так сильно задевают эти «шпильки»? Вы действительно надеваете на ребенка не ту шапку? Ну, тогда надевайте другую. Если же вы считаете, что все делаете правильно, то вас не в чем упрекнуть. В следующий раз, когда бабушка начнет что-то про вас ворчать, скажите ребенку: «Слушайся бабушку!» Бабушка с удивлением отметит про себя, что вы поддерживаете ее авторитет. Дальше она может задуматься: «А поддерживаю ли я ее авторитет?» Впрочем, не все бабушки идут так далеко в своих размышлениях. Ну, тогда еще более настойчиво подчеркивайте бабушкину значимость. А можно сказать ей: «Если вы с чем-то не согласны, вы мне скажите. А то он, бедный, не знает, что и думать - он и вас любит, и меня любит, а вы так обо мне говорите». Иногда бабушки просто не понимают, что ведут себя неправильно.

Почему так важно не критиковать друг друга в присутствии ребенка? Если вы позволяете себе многочисленные комментарии в адрес бабушки, то однажды можете обнаружить, что ребенок совсем ее не слушает, и вы больше не можете его с ней оставить. Так вы сами себя лишаете помощника. То же самое бывает, когда бабушка плохо отзывается о маме. Авторитет мамы тоже может упасть, особенно если бабушка - активный участник воспитательного процесса. Ребенок перестает слушаться маму, и никто, кроме бабушки, с ним справиться не может.

Избежать всех этих неприятных ситуаций можно только одним способом - поддерживать авторитет друг друга и понимать, что ребенку нужны и мама, и папа, и бабушка.

  • дети становятся активнее в общении с другими детьми. Увидев друг друга, стараются подползти поближе, познакомиться, подражают действиями.

    Именно из-за этого чувства солидарности, услышав плач другого малыша, ваш ребёнок может тоже подхватить эту минорную ноту и поддержать надрывным криком;

  • в 9 месяцев ребёнок с удовольствием копирует простые действия взрослых. Так, малыш с радостью научится играть в «Ладушки», «Ку-ку» и будет старательно показывать ручками, какой он большой.

Речь активная и понимаемая

  • продолжает развиваться активная и понимаемая речь. Малышу уже знакомо собственное имя. Услышав его, ребёнок быстро оборачивается на звук или крутит головой в его поисках, демонстрирует оживление – улыбается и начинает махать ручками;
  • при вопросе «Где?» пытается найти глазами названый предмет;
  • услышав речь, ребёнок внимательно прислушивается, реагируя на интонации. Если тон угрожающий, громкий, это может серьёзно расстроить малыша;
  • некоторые дети в этом возрасте уже вполне осознанно произносят свои первые «ма-ма» и «па-па», чем безгранично радуют своих родителей.

Физическое развитие

Темпы набора массы тела месяц от месяца продолжают своё закономерное снижение. Это связано с увеличением активности и двигательных возможностей ребёнка. Так, за девятый месяц жизни малыш в среднем набирает 450 — 500 граммов.

По сравнению с массой тела при рождении, 9 месячный малыш должен прибавить 6 килограмм. Этот критерий в 9 месяцев также зависит от конституции, характера питания, частоты заболеваний и пола. Мальчик по массе тела может значительно опережать девочку.

Прибавки роста тоже несколько уменьшаются. К 10 месяцам ребёнок подрастёт ещё на сантиметр — полтора.

Все эти цифры – лишь усреднённое цифровое выражение физического развития. Каждый ребёнок индивидуален и оценивается врачом не только на основании конкретных таблиц.

Ребёнок в девять месяцев весь свой сон делит на 2 дневных и один ночной. Общая продолжительность сна составляет примерно 13 часов. Некоторые дети любят поспать чуть больше, другие уже пытаются переходить на один дневной сон. Правда, последнее случается очень редко.

Многие младенцы спят всю ночь. В основном, это дети, которые вскармливаются смесью. Она более сытная и дольше находится в желудке. Грудничку же приходится просыпаться, чтобы удовлетворить своё чувство голода и потребность в акте сосания.

Питание ребёнка по большей части – практически взрослая пища. Если прикорм начат в 5 месяцев, к 10 месяцам младенец уже должен получать основные блюда прикорма – овощи, каши и мясо.

Каши

При нормальной переносимости глютена можно включать в рацион овсяную, пшенную каши. Ребёнку также должны понравиться мультизлаковые каши с кусочками фруктов. Их можно как приготовить самостоятельно, так и воспользоваться магазинными.

С традиционной манной кашей желательно подождать до года. Её переваривание будет тяжеловато для маленького желудка.

Если малыш хорошо переносит коровье молоко, питание молочными кашами только разнообразит привычное меню.

Овощи

Диапазон употребляемых в пищу овощей тоже расширяется. Можно практически всё – кабачки, брокколи, капуста, морковь, лук и свёкла. Очень вкусно получается при сочетании нескольких овощей с мясным пюре. Это блюдо – идеальное решение для обеда. Кто уже успел обзавестись зубами, может пробовать это сочетание продуктов в виде супов. Соль и пряности при приготовлении обеда класть не надо.

Мясо

Основные виды мяса, которые кушают дети до года, – это кролик, индейка, нежирная свинина. Если малыш не аллергичен, хорошо переносит белок коровьего молока, можно добавить телятину.

С куриным мясом стоит быть осторожнее. Велика вероятность, что оно насыщенно антибиотиками и гормонами роста. В крайнем случае, готовьте именно грудку. Там вредных веществ будет меньше.

Мясо лучше покупать парное, проверенное лабораторией – в магазине или у надежных поставщиков.

Покупать можно и пюре промышленного приготовления. Только там кроме мяса ещё пяток наименований, включая крахмал, соль, растительное масло. Выбор всегда за родителями.

Фрукты, ягоды и соки из них

Это будет прекрасным дополнением к основному рациону. Главное – обращать внимание на реакцию ребёнка при введении нового продукта. Предпочтение лучше отдавать сезонным фруктам и ягодам – яблокам, грушам, сливам, вишне, черешне и смородине. Заморскими вкусностями лучше лакомиться деткам уже после года.

Соками лучше не злоупотреблять. Избыток сахара в нём часто вызывает проблемы с пищеварением и кариес.

Варите компоты без сахара или давайте свежевыжатый разбавленный сок.

Молочные продукты

Детям с аллергией к белкам коровьего молока перед введением в рацион этих продуктов необходима консультация аллерголога.

Как развивать ребёнка в 9 месяцев?

Развитие ребёнка на 9 месяце во многом зависит от родителей. Впрочем, не только на девятом месяце. Самое главное правило – не ограничивать ребёнка в познании окружения, и это самое окружение обезопасить.

Хоть малыш уже подросший, носите его на руках столько, сколько можете себе позволить (или сколько может позволить ваша спина). Максимальный близкий контакт с младенцем до года и даже больше – залог прекрасных с ним отношений в будущем.

В развитии двигательных навыков основная задача – подготовить ребёнка к прямохождению. Укрепление мышц ног, спины – вот наши цели.

Занятия на фитболе, гимнастика, плаванье в ванной, стимуляция ползания – все эти занятия направлены на усиление мышечного корсета и развитие координации у малыша.

Учиться ползать – тоже немаловажное занятие. Это расширяет зону окружающего пространства, доступного для исследования. Ползая и перемещаясь, младенец учится определять положение своего тела, знакомится с более доскональным его управлением.

Впоследствии дети, которые много ползали в младенчестве, лучше ориентируются в незнакомых местах, им легче находить короткий путь и осваивать новые маршруты.

Чтобы побудить малыша ползать, чаще выкладывайте его на пол, кладите перед ребёнком любимые игрушки. Так, пытаясь их достать, младенец будет пытаться подползти поближе. С каждым разом отодвигайте игрушки всё дальше. С каждым днём ребёнок будет ползать лучше и лучше.

В развитии мелкой моторики поможет сенсорная коробка. Она представляет собой ёмкость, заполненную разными предметами.

Всё, что лежит в такой коробке, должно быть безопасным для ребёнка.

Большую часть пространства можно заполнить, например, сухой фасолью или крупными макаронами. Дополнить содержимое помогут небольшие игрушки. Малышу будет интересно копаться, перебирать всё это разнообразие и находить приятные сюрпризы.

Покажите ребёнку, как играть в «Ладушки», «Сороку-ворону» и «Ку-ку». Эти простые игры ещё из советского детства внесут ещё большее разнообразие в ваш совместный досуг.

Обязательно разговаривайте с малышом, читайте ему стишки, проговаривайте потешки, пойте перед сном. Сейчас ребёнок не сможет, конечно, повторить все эти слова за вами. Но позже, годам к двум, вы удивитесь его словарному запасу.

Приобретите небольшие книжки из плотного картона или ткани и дайте младенцу самому полистать страницами.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определённый перечень того, что должен уметь ребёнок в 9 месяцев в обязательном порядке:

  • сидит без поддержки до 10 минут;
  • ползает или пытается ползать;
  • встаёт на ножки у опоры или делает первые попытки это сделать;
  • держит кружку двумя руками;
  • отличает своих близких от чужих людей;
  • реагирует на своё имя.

Если этих навыков и действий нет, обратитесь к врачу.

Развитие ребёнка в 9 месяцев также оценивает невролог. При наличии каких-либо проблем он обязательно подскажет вам пути их решения.

Девятый месяц жизни малыша – это период, когда организм крохи начинает подготовку к прямохождению. В это время основное внимание и развитие ребенка должно быть направлено на укрепление костного аппарата. Большое значение имеет физическая активность и психологическая готовность.

В этом возрасте малыш много двигается, мамины руки интересуют его все меньше. Он реализует свое любопытство, передвигаясь по полу и беря в руки различные предметы.

Особенности физического развития ребенка

По мере роста ребенка происходит постепенное снижение ежемесячной прибавки в весе. Так, если в первые месяцы ребенок мог набирать до 1 кг ежемесячно, а в период с 4 по 6 месяц – от 650 до 750 грамм, то за девятый месяц вес ребенка может увеличиться на 300-500 грамм.

Причина такого снижения ежемесячной прибавки в весе кроется в повышении двигательной активности ребенка. Чем больше ребенок двигается, тем больше затрачивается энергии. Она же в свою очередь сказывается на весе малыша.

Средний вес ребенка в этом возрасте составляет 9 кг. В росте за этот месяц ребенок прибавляет 1-2 см. С момента рождения его рост увеличился на 20-21 см. На конец 9-ого месяца жизни средний рост ребенка составляет 71 см. при этом допустимы отклонения на 3 см, как выше, так и ниже.

Умения и навыки малыша в 9 месяцев

  • Ребенок уверенно чувствует себя в положении сидя. При этом он самостоятельно садится, может из этого положения наклоняться и дотягиваться до игрушек. Просидеть без опоры ребенок может примерно 10 минут.
  • При наличии опоры ребенок может принимать вертикальное положение. Может делать робкие шаги. Если есть подвижная опора в виде стула, то ребенок может двигать его, держась за спинку и пробовать идти за ним.
  • При использовании ходунков, малыш может передвигаться, приседать и прыгать в среднем 10 минут.
  • Активные попытки ползать. В этот период некоторые дети уже встают на четвереньки и ползают в правильной позиции на ладонях и коленях. Другие же предпочитают передвигаться на животе. И тот и другой способ – вариант нормы для 9-ти месячного возраста.
  • Активное развитие мелкой моторики отражается в том, что ребенок начинает использовать пинцетообразный (два пальца) или щипковый (три пальца) захват. Он может поднимать таким образом мелкие предметы и даже крошки. Последовательность действий: подобрать-потрогать-засунуть в рот – вот то, чем предпочитает заниматься ребенок в этот возрасте. Рвать бумагу на клочки – еще одно полезное и любимое занятие крохи.
  • На 9-ом месяце жизни ребенок отличается довольно крепким хватом. Взяв что-то в свою руку, он не отпустит предмет, пока не потеряет к нему интерес. Забрать что-то силой из детской ладошки довольно сложно. Связано это с тем, что разжимать пальцы ребенку физически сложнее.
  • Ребенок умеет активно проявлять свои желание и нежелания. При попытках забрать нужную ему вещь, он будет отталкивать руку родителя, отворачиваться или даже совсем уходить в сторону.
  • К 9-му месяцу у детей уже есть 4-6 зубов, и процесс их дальнейшего роста идет весьма активно. Однако все дети не похожи друг на друга, и их физическое развитие может отличаться. Поэтому если у вашего ребенка зубов нет, не паникуйте и ждите.

  • Активно развивающаяся мелкая моторика дает толчок и развитию речи. В этот период ребенок постоянно говорит простые слоги, пробует складывать из них слова (мама, папа). Произнося их, он умеет правильно ассоциировать слова с объектами. В разговоре активно используются интонации.
  • Ребенок знает, как его зовут. При обращении к нему он поворачивает голову или проявляет другую двигательную активность.
  • Эмоциональные проявления становятся более яркими: бурная радость, громкий смех или гнев – вот лишь небольшой спектр эмоций, демонстрируемых ребенком.
  • Умеет четко жестами формулировать свои желания. Точно показывает на желаемый объект или направление.
  • Понимает и реагирует на простые просьбы, вроде «иди ко мне», может выражать согласие или несогласие соответствующим кивком головы.
  • Ребенок пытается принимать участие в простых процессах, вытягивает ручки, помогая себя одевать. Сам может стянуть шапку.
  • Во время еды держит обеими руками чашку, уверенно держит ложку. Но ест преимущественно руками.
  • Точно реагирует на звук или голос, понимает, откуда он идет. В процессе игры в прятки легко найдет Вас, откликаясь на «ку-ку».
  • Игрушки и различные бытовые предметы, такие как кастрюли, обычно не использует по прямому назначению. Любимое занятие: постучать по ним или покидать.

Чтобы определить соответствие развития вашего крохи установленным стандартам, можно провести небольшой тест, который включает в себя следующие проверки:

  • Лежа на животе, ребенок ползет в направлении игрушки или тянется к ней.
  • Сидя, может удерживать спинку в течение 10 минут, может брать предметы, лежащие сбоку, а значит, может разворачивать корпус.
  • Малыш пытается вставать и пробует делать шаги, держась за опору.
  • За столом умеет держать кружку двумя руками.
  • Подражание жестам. Простой способ показать ребенку, как барабанить по поверхности. Обычно малыши это повторяют.
  • Ребенок должен узнавать близких, называть их, используя простые слоги.
  • Ребенок должен суметь крепко удержать предмет в руке при попытке забрать его.

Если отсутствие каких-то навыков в поведении ребенка вас беспокоит, то стоит проконсультироваться с педиатром или неврологом.

В этот период основную долю полезных веществ ребенок получает из продуктов прикорма. Однако грудное вскармливание при снижении его доли в общем рационе еще остается.

К этому возрасту из пяти кормлений в день три – это приемы пищи, полностью состоящие из продуктов прикорма.

Грудь или смесь предлагаются ребенку в момент пробуждения и в последнее кормление перед ночным сном.

В рационе малыша участвуют все основные продукты в пределах рекомендованной суточной нормы:

  • Овощи – до 200 гр.
  • Каши – до 200 гр.
  • Фрукты – до 100 гр.
  • Желток – ½ (дается два раза в неделю).
  • Творог (кефир) – до 50 гр.
  • Сок – до 90 гр.

Обязательно в рационе должен присутствовать хлеб и масло, растительное и сливочное.

В этот период в прикорм начинают вводить рыбу. Для начала прикорма используются нежирные сорта белой рыбы. Максимальная суточная доза – 30 грамм. Стоит учитывать повышенную аллергенность рыбы и тщательно следить за реакцией детского организма на ее введение. Рыбные блюда в меню должны быть не чаще 2-3 раз в неделю.

Мясо может подаваться в виде фрикаделек или мелко рубленным, в составе супов.

Овощные пюре могут содержать несколько видов овощей и зелень.

Более разнообразны становятся и каши. Можно пробовать готовить многокомпонентные каши из нескольких видов злаков. А добавление к каше фруктов и ягод – улучшат ее вкус и придадут питательную ценность. Не рекомендуется давать ребенку лишь манную кашу, ввиду того, что переваривание ее в детском организме идет очень медленно.

Режим – сон и бодрствование

Большинство малышей в возрасте 9 месяцев спят ночью по 8-10 часов, а дневной сон представляет собой 2 периода по 2 часа.

Некоторые дети днем придерживаются трехразового сна: два 40-минутных отрезка утром и вечером и 2-х часовой послеобеденный сон. Это говорит о том, что ребенок еще не готов к длительному бодрствованию. Но это — вариант нормы.

9-ти месячный ребенок уже может спать всю ночь без кормлений. Однако, дети, находящиеся на грудном вскармливании, продолжают просыпаться по ночам с требованием маминой груди. Это не говорит о том, что ребенку не хватило еды на последнем кормлении. Такие пробуждения связаны с психологической необходимостью быть рядом с мамой. Проблема ночных пробуждений будет решена после отмены грудного вскармливания.

В этом возрасте нередки нарушения сна, вызванные, как правило, наличием внешних раздражителей и некомфортным температурным режимом в спальне.

Правильно построенный распорядок дня с минимизацией активных игр и лишних контактов непосредственно перед сном, а также создание благоприятного микроклимата в комнате позволят нормализовать сон ребенка.

  • Для гармоничного психического развития ребенку важно ощущать близость матери. Поэтому, сколько бы ни весил ваш малыш, старайтесь чаще брать его на руки.
  • Развивайте речь. Для этого чаще читайте книжки с яркими картинками, показывайте и называйте предметы. Предпочтения отдавайте стихам и недлинным сказкам.
  • Учите малыша ползать. Для этого есть ряд физических упражнений. А также хорошо работает мотивирующий фактор – игрушка, до которой можно дотянуться.
  • Стройте вместе пирамиды и башни. Ребенок в основном будет их разрушать, но может и попробовать поставить кубики друг на друга. После совместных игр просите ребенка собирать детали в коробку.
  • Дайте возможность ребенку мять, рвать, разматывать и сматывать бумагу. Идеальным средством для этих целей является рулон туалетной бумаги.
  • Изучайте части тела. Для этого в арсенале игрушек ребенка независимо от пола должна быть кукла или пупс. Посадив его рядом с малышом можно вместе показывать глазки, нос и прочие части тела. Куклу можно кормить, укладывать спать. В дальнейшем такая игрушка станет полноправным участником ролевых и ситуационных игр.
  • Игры с водой, переливание из емкости в емкость, поливание на руку, мытье игрушек. Помимо приятного времяпрепровождения, это еще и прекрасное развитие тактильных ощущений.
  • Знакомьте ребенка с новыми текстурами. Неплохой вариант, объединить в одной коробке кусочки разных материалов, разные мелкие предметы. Только не забывайте о желании малыша засунуть все в рот.
  • Используйте крупу для творчества. Можно устроить раскопки разных игрушек, предварительно спрятанных в тарелку с крупой.

Занимаясь с ребенком и придумывая новые игры, берите во внимание его подвижность. Танцуйте, делайте гимнастику. В процессе игр обязательно общайтесь с ребенком и следите за его реакцией. Ваш 9-ти месячный малыш уже может сам подсказать подходящий ему путь развития!

Ребенку 9 месяцев (видео)

Все новые и новые успехи - 8 месяцев позади...

Социальное развитие

Как Вы помните, к восьми месяцам у ребенка сформировалась четкая привязанность к близкому взрослому (чаще всего к матери). Малыш готов проводить с мамой каждую секунду своей жизни. Теперь между Вами возникло «деловое сотрудничество», общение и даже «диалог» на фоне речевого подражания. И веселая игра стала любимым поводом для такого взаимодействия.

Ученые отмечают, что именно к концу первого года жизни и в начале второго социальное развитие ребенка выходит на первое место и ведет за собой все другие линии: речь, действия с предметами, овладение первыми навыками.
Интерес к взрослому усиливается. Любопытство к окружающему миру подогревает его. К тому же, он наблюдает не только за взрослыми, но и за другими детьми, и подражает и некоторым их действиям. Если у ребенка есть старшие братья или сестры, он тянется к ним, демонстрируя свою любовь и желание общаться.

Ваш ребенок начинает приобщаться к социальной культуре - именно подражая действиям взрослых. Например, он уже принимает пищу с помощью ложки, пьет из чашки, придерживая ее руками, кладет головку на подушку и т.д.

Это важно, такая «отражательная способность» крохи является основой его психофизического развития. Не случайно физиологи отмечают, что к семи-девяти месяцам масса (вес) мозга ребенка удваивается. Это значит, что каждый день для крохи значим. Формируются и активно развиваются зоны коры головного мозга: речевая, двигательная; общая локомоторика и моторика пальцев, и т.д.

В возрасте девяти месяцев ребенок еще не отделяет себя от Вас (ухаживающего за ним человека), он испытывает в Вас потребность днем и ночью, но он уже чувствует свое место в семье. Постарайтесь всегда поступать так, чтобы малыш мог ощущать всю свою ценность для Вас. Именно сейчас, ребенок учится от Вас любить ближних, мир, себя.

Новые вехи эмоционального развития ребенка

Обогащайте чувства ребенка своим присутствием и участием в его жизни. Может это и не так заметно на первый взгляд, но ребенок очень чувствителен к тому, что касается Вашего отношения к нему. Он начинает эмоционально реагировать на порицание в свой адрес, выражая при этом отрицательные эмоции. А при похвале - не скрывает радостной улыбки.
Наполните эмоциональную жизнь малыша светом и радостью. Как отмечают детские психологи, уже в этом возрасте малыш принимает от родителей, через их обращение, тон, интонацию, слова - информацию о себе, из которой постепенно выстраивается его самооценка. Поэтому нельзя говорить малышу: «Ты плохой», если он что-либо делает не так, потому что так вы даете негативную оценку его личности. Лучше сказать: «Ты плохо сделал. Я не разрешаю». В этом варианте вы оцениваете только его поступок. Затем необходимо показать малышу, как именно надо сделать. Также важно и то, каким тоном, интонацией Вы это скажете.

Итогом девятого месяца жизни ребенка можно считать, усложнение социального статуса: именно социальное развитие начинает вести за собой общее развитие. Это значит, что для психофизического комфорта малыша чрезвычайно значима та среда, в которой он растет, – то, как люди общаются друг с другом, как выражают свои эмоции, как воспринимают его в семье и какова общая культура быта.

Комплексное развитие ребенка на 9 месяце первого года жизни
Игрушки для ребенка

В играх с ребенком восьми- и девятимесячного возраста можно использовать:
резиновый мяч и другие игрушки для физического развития,
игрушечный молоток с деревянными колышками,
пирамидка с кольцами, вкладыши,
погремушки и резиновые пищалки небольшого размера,
кубики разнообразных форм,
музыкальные и игровые центры,
игрушки для игры в ванне,
привлекают внимание детей куклы-неваляшки разных размеров (от 10 до 25 см). Для показа детям нужны 1-2 крупные куклы (высотой около 40 см), изображающие детей в красивой одежде. Они могут быть озвученными и заводными (например, шагающая кукла).
фигурки кукол и куклы из мягких материалов (ткани, мягких пластмасс, резины) - образные игрушки, в которых представлены понятные ребенку особенности облика человека (крупные яркие глаза, гибкие руки, ноги). Куклы могут быть плоскими и объемными, размером 10-20 см.
игрушки, изображающие животных (также называются образными). Они должны по возможности издавать характерные для данного животного звуки (негромкие, но выразительные). Хороши мягконабивные, пластмассовые и резиновые игрушки, передающие главные черты изображаемых животных (мишка, заяц, лошадь).
заводные, динамические, забавные игрушки с сюрпризом (клюющие куры, цыплята, прыгающая лягушка).
для первых отобразительных (сюжетных) игр нужны игрушки, изображающие некоторые предметы быта: игрушечные тарелки диаметром около 7-10 см, чашки по размеру руки ребенка, лоскуты разной ткани размером 50х50 см.
Время сюжетной игры!

Примерно к 9 месяцев наступает время, когда ребенок начинает осваивать сюжетные игры - игры с игрушками, изображающими человека или животных. Значение их для развития ребенка очень велико.
Во-первых, таким образом, малыш узнает о назначении предметов быта и учится их использовать.
Во-вторых, «общаясь» с игрушками, он приобретает такие важные человеческие качества, как заботливость, сострадание.
Кроме того, сюжетные игры способствуют развитию речи малыша. Конечно же, научиться таким играм ребенок сможет только с помощью взрослого или старших детей.

Чтобы узнать, как правильно играть с ребенком девятимесячного возраста в сюжетные игры - перейдите по этой ссылке.
Развиваем координацию движений, понятие причинно-следственных связей

Игра «Учимся бросать»

Найдите ведро или коробку, подберите игрушки, которые издают привлекательный звук, упав в ведро. Поставьте коробку так, чтобы ребенку легче было бросать игрушки. Через некоторое время поставьте ее с другой стороны. Ребенку придется либо тянуться в другую сторону, либо перекладывать игрушку из одной руки в другую. Дайте ему игрушку более крупного размера, чтобы он начал действовать двумя руками. Так развивается умение манипулировать предметами.

Игра «Пакетик с сюрпризом»

Заверните игрушки в несколько слоев бумаги. Дайте ребенку возможность развернуть ее. Развивается восприятие малыша. Он получает представление о постоянстве предметов, учится управлять движениями своих рук.

Игра «Фокус с платочками»

Эта игра учит выполнять различные манипуляции с предметами, отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся, тренирует внимание и вырабатывает способность к наблюдению, вырабатывает способность к спонтанному выражению эмоций.
Приготовьте для игры шесть платков разных цветов. Затем свяжите их между собой, чтобы получилась длинная лента. Спрячьте связанные платки за пазухой так, чтобы кончик одного из них выглядывал наружу.

Сядьте рядом с ребенком, улыбнитесь, ласково поговорите с ним. Обратите внимание малыша на краешек платка, который выглядывает у вас из-под одежды. Предложите ему потянуть за краешек платочка. Если ребенок сразу не понимает, что от него требуется, начните сами тянуть платочки, а малыш потом поможет вам.

Постепенно вытягивая платок, называйте его цвет. И искренне удивляйтесь и радуйтесь, что за ним следует еще один. Называйте цвет следующего платка. Эта игра доставит удовольствие вашему малышу.

Игра «Волшебная коробочка»

Можно использовать любую коробку, желательно, в форме куба (40 куб. см), в ней сделать прорези размером примерно 15 х 15 см, за исключением той стороны, которая служит опорой. Игрушки небольшого размера (3-7 см), например, шарики, колокольчики, рыбки, уточки… привяжите к ленте. Ленту с игрушками пропустите через верхнее и боковое отверстие, и свяжите концами. Вся гирлянда опускается в коробку.
Для начала игры привлеките внимание ребенка к коробке. Потяните за ленточку и достаньте одну игрушку за другой. Отдавайте игрушки малышу, называйте их. Затем подтягивайте вновь за ленточку, извлекайте из коробки последующие игрушки. Каждую игрушку давайте рассмотреть ребенку, поиграть.
Затем научите ребенка последовательно брать игрушки одну за другой, подтягивая за ленту. Если у ребенка что-то не получается, спокойно помогите ему.
Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений

Развитие у ребенка мелкой моторики

Кубики, кольца, гирлянды…

Для развития мелкой моторики ребенка вам желательно иметь некрашеные деревянные брусочки и кольца (можно использовать детали от строительного набора, которым играют ваши старшие дети). Необходимо, чтобы эти игрушки были именно деревянными (а не пластмассовыми): лишь относительно тяжелые предметы могут обеспечить рукам ребенка достаточную мышечную нагрузку.
Из таких колец и брусков различного размера можно будет собрать гирлянды, просверлив в них дырочки, нанизав на веревку или ленту, и отделив друг от друга узелками. Расстояние между деталями должно быть не менее 2 см, чтобы ребенок смог при желании «обследовать» каждую из них в отдельности.
В такие гирлянды можно собирать и другие игрушки, например погремушки, прикрепляя их к лентам. В этом случае ребенок не будет ронять, и терять игрушки, рассматривая их. Помните, что ленты должны быть не слишком длинными - до полуметра, и играть с неприкрепленным гирляндами ребенок должен лишь в присутствии взрослого.

Игрушки в прозрачной коробке

Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть малыш попытается снять крышку. Если это у него не получается, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку - пусть продолжит свои старания.

Противопоставляем большой палец

Когда ваш ребенок без труда будет снимать кольца со стержня пирамидки, предложите ему стопку пластиковых или деревянных тарелок или мисочек. Взять из стопки тарелку или миску - задача более сложная, требующая от малыша большей «ловкости рук».
Привлеките внимание ребенка к разноцветным тарелочкам, которые сложены стопкой. Берите одну тарелочку за край, протягивайте ребенку, говорите: «Возьми тарелочку!».
Если малыш выполняет действие неправильно, поверните его руку тыльной стороной вниз, кладет на ладонь тарелочку и прижимает к ней сверху его большой палец. Затем ребенок действует с предметом самостоятельно. Передайте ему по одной все тарелочки.

«Осязательная» игра

Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.

Липкая лента

Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту.
Развиваем понимание речи и звука, развитие речи

Лепет малыша включает почти все звуки родного языка. Но как новое и непрочное умение, лепет может быстро угаснуть, если не уделять должного внимания попыткам крохи пообщаться. Для налаживания двустороннего диалога воспользуйтесь следующим советом: когда ребенок рассказывает вам что-то на своем языке, попробуйте воспроизвести его фразу – для него это будет означать «Да, я тебя понимаю!» - и лишь потом добавьте то, что собирались произнести сами: «Правильно, это кошка, мяу-мяу. Вот она!»

Общаясь с ребенком, старайтесь говорить короткими, знакомыми фразами. Когда вы кормите, переодеваете, моете малыша или играете с ним, все время комментируйте происходящее. В восемь месяцев ребенок еще не освоил значений слов, но своим лепетом он может прекрасно выражать желания и намерения. Веселым «та-та-та» карапуз, скорее всего, хочет пригласить вас потанцевать. А настойчивое «ма-ма-ма» может означать просьбу взять его на руки.
Включайте в свою речь лепетные слова: гага-уточка, матрешка-баба, машина-биби и т.п. Так Вы активизируете речь ребенка.

Внимание к разным звукам

Обращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их источник: телефон, дверной звонок, папины шаги, дождик, вода, текущая из крана, лай собаки и т. д. Реагируя на звуки, маленький человек учится слушать, а это очень важно для развития речи.

Начало нового дня

С момента пробуждения следует задать тон всему дню, помня, что улыбка мамы – эмоционально «заряжает» малыша. Прежде чем поднять малютку из кроватки, пообщайтесь с ним издалека – улыбнитесь ему, наклонившись над кроваткой. Подарите улыбку и дождитесь, чтобы ребенок улыбнулся вам. Если малыш тянет к вам ручки, погладьте, поцелуйте пальчики. Прикоснитесь ласково к головке, погладьте по волосикам.
Обратитесь к ребенку ласково, назвав по имени. Это можно сделать несколько раз, затем назвать его ласковыми именами: например, «зайчик мой», «кисонька», «солнышко» и т.д.
Возьмите малыша на руки, потанцуйте с ним, напевая веселый мотив. Подойдите, держа малыша на руках, к окну. Скажите: «Доброе утро, солнышко!». Сделайте приветственное движение своей рукой, а затем ручкой ребенка.
Поздоровайтесь с заранее расставленными игрушками: «Здравствуй, Мишка!», «Здравствуй, Зайка!», «Здравствуй, Матрешка!», «Всем, всем добрый день!» И ваш день будет по-настоящему добрым.

Озвучиваем животных (фольклор)

Посадите малыша к себе на колени, покачивайте его и ритмично читайте пестушку.
На один ритм:

Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго…
Как собачки говорят?
Гав-гав!

Повторяйте, изменяя имена «зверей у порога», пока ребенку не надоест.

Два котенка - мяу-мяу!
Две собачки - гав-гав!
Два утенка - кря-кря!
Два цыпленка - пи-пи-пи!
Два теленка - Му! Му!
Две овечки - Бее! Бее!
Два козленка - Мее! Мее!
Две лягушки - ква-ква!

Прятки с именами

Поиграйте с ребенком в прятки, накрывая поочередно его и себя платком и называя при этом его и себя: «Где мама? Вот мама! А где же Ваня? Вот Ваня!». Игра станет еще более захватывающей, если в нее будут играть несколько малышей, и платком будут накрывать каждого из них по очереди. Прятаться можно не обязательно за платком: попробуйте использовать для этой цели папину спину, спинку кровати и просто собственные ладони (то же будет делать, повторяя ваши движения, ваш малыш). Однако, увлекшись игрой, не забывайте, что главное в ней - не сам процесс поисков, а запоминание имен участников.

Игра «Дай мне игрушку»

Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг.

Пестушки

В этот период эмоциональное общение проходит на новом, более высоком уровне отношений: взрослый впервые начинает «обучать» малыша игровым действиям на основе подражания, используя лучшие традиции народной педагогики и фольклора для маленьких.
Пестование ребенка обогащается так называемыми «разученными действиями» - играми в «ладушки», «до свидания», «прятки», «ку-ку» и т.д. Вы можете взять примеры таких фольклорных стишков на нашем сайте в статье «Пестушки».

Простые просьбы

Научите ребенка выполнять простые действия по вашей просьбе. Для этого сначала покажите действие сами, говоря ребенку, что вы делаете, и попросите его повторить ваши движения. В дальнейшем старайтесь заменять показ словесной просьбой. Например, попросите ребенка принести вам игрушку. Когда он научится это делать, усложните задачу и используйте сразу несколько игрушек, из которых ребенок должен принести вам именно ту, которую вы называете.

Игра «Теремок»

Поиграйте с малышом в «теремок». Для этого поселите в игрушечный домик несколько зверят, и вместе с ребенком зовите их из домика. После игры можно почитать ребенку сказку «Теремок», прося его показать каждого из ее персонажей.

Первые книги

Ивое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой - это семимильный шаг к развитию его речевого развития, а также образного мышления и интеллекта, расширения мировоззрения. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. Как правильно подобрать такие книги для малышей второго полугодия жизни – читайте в статье «Читаем ребенку. Как правильно выбрать книгу для малыша первого года жизни?». Эта статья составлена по рекомендациям профессиональных педагогов и филологов.
О развивающем видео, методиках и проч..

А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется – об этом в статье «Развивающее детское видео – обратная сторона медали». Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов.

Да-да, представьте себе: кроху уже на протяжении всего первого года жизни можно и нужно воспитывать!

Но, воспитывать любовью– а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни. На основании материнской любви уже в подознание закладывается его собственная самооценка, уверенность в себе и защищенность...

Как этого добиться - читайте в статье: «Первый год жизни ребенка – Воспитание любовью»

Как сказать ребенку «нет»

В этом возрасте малыш уже довольно хорошо различает разные выражения лица и оттенки голоса и интонации. Если Вы строго скажете «нет», ребенок прекратит свои действия, по крайней мере, на несколько секунд.
Поверьте, теперь ребенок понимает и чувствует гораздо больше, чем нам кажется. И поэтому самое время вспомнить о необходимости первых запретов. Подробнее об этом Вы можете прочитать в статье «Первые запреты для ребенка 5-12 месяцев. Как сказать ребенку «нет»?»
Как правильно похвалить ребенка

А Вы знаете, что ведущие детские психологи и просто поклонники, актуальной в наше время, методики по системе Марии Монтессори говорят, что слово «Молодец» сказанное не в подходящей для этого педагогической ситуации может повлечь за собой неприятные последствия. Многие мамы настроены к этой идее весьма скептически, но, если вникнуть в суть дела – нетрудно понять для себя, что ученые правы.
Главное из этих последствий – это психологическая зависимость от похвалы. Она, в свою очередь, душит в ребенке интерес к познанию и освоению новой информации и навыков. Она, рано или поздно, приводит к тому, что многие свои действия малыш будет производить, в первую очередь, ожидая Вашей похвалы, а вовсе не из-за того, что они его действительно увлекают. Ребенок будет постоянно думать – как угодить взрослым, чтобы его заметили, искать признания.

Что в этом плохого? Подумайте, придет то время, когда Ваш авторитет перед ребенком отойдет на второй план, перед авторитетом сверстников (никто не застрахован от «плохой компании»), и тут ребенок начнет, например, курить, и прочее – лишь бы добиться одобрения друзей.

В общем, эта тема очень интересна и занимательна сама по себе, поэтому вынесена у нас в отдельную статью «Ох уж это слово «Молодец» Или Как не испортить ребенка похвалой»
О физическом развитии
Физическое развитие

Чтобы узнать о двигательных навыках шестимесячного ребенка, а также об интересных игровых занятиях, помогающих эти навыки развивать – прочитайте нашу статью «Физическое развитие ребенка на 9-ом месяце жизни»
Массаж и гимнастика

Обязательно почитайте статью «Массаж и гимнастика для детей на 6-9-ых месяцах жизни», в ней очень подробно рассказывается о методике профессионального детского массажа и гимнастики.
Закаливание

Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами – читайте раздел: «Закаливание детей на 1 году жизни». Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.
Мы от чистого сердца желаем Вам и Вашему малышу успешного покорения новых горизонтов в его комплексном развитии!
Команда сайта «У Совёнка»

Полный не только забот и треволнений, но и радости познания, совместного счастья и неподдельного изумления по поводу новых умений любимого отпрыска.
Итак, чему учить ребенка в 9 месяцев ! С этого периода молниеносно уменьшается беспомощность карапуза и на первый план выходит самостоятельность. Идет становление личности…

Психология и физиология.

  • Если 9-ти месячные дети здоровы, и их ничего не беспокоит, то они могут бодрствовать до 4-х часов подряд, не уставая от своей интенсивной деятельности. Ночью же они обычно просыпаются 1 раз, чтобы перекусить.
  • Прибавка в весе составляет около 500 грамм, рост увеличится на 1,5 -2 см. вес малыша в пределах 9,3 — 10 кг.
  • Зрение малыша в этом возрасте почти соответствует взрослому, видит как далеко так и близко. движение рук и ног скоординированы.
  • Ребенок уже умеет отличать свое зеркальное отображение от другого детского изображения. Это говорит о том, что он с каждым днем все больше ощущает себя самостоятельной личностью.
  • Как раз в это время появляется самая которую он не отдаст никому и никогда еще очень долгое время. Эта трогательная привязанность необходима для того, чтобы перенести на нее часть той огромной любви, которая предназначается маме. И тем самым показать свою, пусть крошечную, но уже вполне реальную независимость от мамы, что и является предпосылкой будущей самостоятельности.
  • Ребёнок не сводит глаз с своих близких, запоминая их действия. Он может найти вещь, спрятанную на его глазах. Или добраться до места, где она лежит. Увидев на шее у мамы красивую цепочку, кроха потянется к ней, пытаясь зажать ее в кулачке. Или, заметив, как папа убирает в карман телефон, заберется к нему за желанной игрушкой.
  • развитие ребенка на 9 месяце жизни, формирует подражательную модель поведения и слежения за манипуляциями взрослых. Навыки ребенка в 9 месяцев заключаются в точном знании назначения всех предметов, как с ними обращаться и какому результату в итоге приведут его действия. Именно для этого он внимательнейшим образом и наблюдает за взрослыми, копируя их действия.

Навыки ребенка в 9 месяцев.

Развитие ребенка на 9 месяце жизни.

В 9 месяцев жизни малыш постоянно ползает. Он уверенно может встать на ноги из сидячего положения, и пойти вдоль мебели мелкими шажочками, держась за нее пухлыми ручками.

Основным критерием правильного физического развития ребенка на 9 месяце жизни является его умение садиться без посторонней помощи. Если такой навык отсутствует, надо срочно бежать по врачам. Это может быть следствием неврологического расстройства, приобретенного еще во времена пребывания в лоне матери.

Занятие лечебной физкультурой () поможет значительно укрепить физическое состояние ребенка.

Чему учить ребенка в 9 месяцев?

  • Подошло время - в ходу будут кубики, несложные конструкторы. Во время таких игр нужен особо тщательный присмотр за крохой, ведь он все тащит в рот и может подавиться мелкой деталью. Так что лучше пока мелкие игрушки оставить на потом.Развитие мелкой моторики имеет огромное значение не только в хорошей координации движений пальцев рук, которая естественно понадобится для письма, рисования и выполнения других необходимых действий, но и для общего развития.
  • В этот период матушка-природа начинает подготавливать кроху к вставанию на ноги. И здесь огромную роль играет как физическая, так и психологическая подготовленность - ведь ему придется сочетать столько мелких движений, чтобы принять такое необычное вертикальное положение. Тут главное не подгонять события, не паниковать, если навык еще не отработан достаточно хорошо - всему свой черед.
  • В это время детей захватывают заводные и музыкальные игрушки, ребенок будет сам пытаться их включать, поэтому выбирайте их с большими ключами и кнопками. Так же привлекают всевозможные замочки, задвижки и шпингалеты, которые можно прикрепить к одной доске или купить готовую игру с такими элементами.
  • При формировании правильного распорядка дня своему малышу, учитывайте темперамент ребенка его особенности и тогда такой режим поможет физическому и психологическому развитию малыша.
  • Для развития речевых навыков ребенка в 9 месяцев, озвучивайте все, что делает ребенок, Например: » Идем умываться», «Включаем водичку», «Моем ручки» и так далее. В этом случае малыш пополняет свой словарный запас, учится как правильно произносить слова, узнает название новых предметов и действий.
  • Как и с процессом овладения речевыми н авыками , которые невозможны без речевого общения, так без опыта восприятия музыкальных произведений, ребенок не научится любить и понимать музыку. Ранние музыкальные способности наблюдаются у детей, получивших яркие музыкальные впечатления в раннем возрасте. Для родителей не составит труда каждый день что-то напевать, петь и прочее. И малыш вскоре сам вступит в эту игру и подхватит песню или мотив. Лучше всего, если дом наполнится и классическим репертуаром, и мультяшными песенками.

Навыки ребенка в 9 месяцев.

Ребенку по-прежнему нравится издавать различные звуки, подражая разговору взрослых. В его лепетании уже слышатся имитация предложений, различные интонации, разнообразие сочетаемых звуков.

К 9 месяцам ребенок может показать как разговаривают те или иные животные. Например показывая на собачку или киску он говорит:»Ав-ав» и «Мяу-мяу» соответственно.

Питание

В 9 месяцев жизни ребенку пора начинать есть рыбу. С этого времени рацион малыша начинает напоминать «взрослый» стол. Ему становятся доступны овощи, фрукты, крупы, мясо и рыба. За сутки кроха должен принимать пищу не менее 5 раз с интервалом в 4 часа.
Родители подчас удивляются - как карапуз узнает, что пьется, что жуется, а что с особым старанием грызется. Чтобы закрепить жевательные навыки, к овощам и фруктом добавляются кусочки мякоти. В крупяные каши можно класть измельчённые бананы или персики.